Коллекция онлайн

1871, Санкт-Петербург — 1955, Ленинград

Автопортрет

1940


Автопортрет 1940 года написан для запланированной на этот год персональной выставки художницы в Русском музее, написан по настоянию ее друга — поэта Юрия Никандровича Верховского. В автобиографических записках сохранился рассказ о его создании, интересный в первую очередь тем, что позволяет заглянуть в творческую лабораторию художника, раскрывает характер работы над картиной и показывает особенности техники исполнения. Остроумова-Лебедева работала над ним с большим увлечением и признавалась, что «в конце концов, портрет вышел похож и неплохо сделан...» (Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. М., 1974. Т. III. С. 231). // Алиса Любимова. Мое я. Автопортрет в собрании Русского музея. СПб, 2016. С. 106.

ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА (урожденная Остроумова) Анна Петровна (1871–1955) – график, живописец; пейзажист. Училась в ЦУТР барона А. Л. Штиг лица (1889–1891); в ВХУ при ИАХ (1892–1900); в студии Дж. Уистлера (Париж, 1898–1899). Участник вы ставок с 1894.

На май 1940 года в Русском музее была запланирована персональная выставка Остроумовой-Лебедевой. И к выставке художница по настоянию своего друга – поэта Юрия Никандровича Верховского – решила сделать автопортрет. В автобиографических записках сохранился интересный рассказ о его создании. Интересный, в первую очередь, тем, что позволяет заглянуть в творческую лабораторию художника, раскрывает характер работы над картиной и показывает особенности техники исполнения. «Решила сделать его [автопортрет] во весь размер листа ватмана. Наметила лицо и фигуру в натуральную величину. В одной руке я держу кисть, в другой акварельный ящик. Сразу начала набрасывать рисунок кистью легким нейтральным тоном, не прибегая к карандашу. Начала работать с большим увлечением, но сразу увидела безрассудство затевать такую большую акварель. Размер настолько был велик, что доску положить в нормальное для акварели положение – с легким наклоном – нельзя. И рука при этом не достает до верха, и рисунок получается в сильном ракурсе. Пришлось доску с бумагой поставить почти вертикально, другого выхода не было, и здесь получилась непредвиденная беда: нельзя работать большими мазками, большими планами. Мазки сразу превращаются в струи окрашенной воды, которые стремительно стекают вниз. Это настоящее бедствие. Приходилось работать мелкими мазками (как я говорю, «тяпать») и полусухой кистью, чтобы вода не скоплялась внизу каждого мазка. По моим понятиям такая трактовка натуры была мало художественна и выразительна, но, несмотря на все, я работала с большим увлечением и подъемом. К моему сожалению, условия этой работы предопределяли заранее прием и технику, которые были не в моем характере. Чтобы несколько освежить живопись портрета, я в некоторых местах, особенно в складках одежды, тронула пастелью. В конце концов портрет вышел похож и неплохо сделан…» Позже в 1940-е годы художница писала еще один автопортрет, на этот раз маслом (также находится в ГРМ), но по каким-то причинам работа осталась незавершенной. // Алиса Любимова. Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 262.

Остроумова-Лебедева (урожденная Остроумова) Анна Петровна (1871, Петербург – 1955, Ленинград) – график, живописец. Училась в ЦУТР барона Штиглица (1889–1892); в ВХУ при ИАХ (1892–1900, с перерывами); в студии Ф. Коларосси и в мастерской Дж. Уистлера в Париже (1898–1899); в школе живописи и рисования Е. Н. Званцевой в Петербурге (1906). Участник выставок с 1894. // Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 399.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: