Коллекция онлайн

1849, Царское Село — 1899, Санкт-Петербург

Брат-репетитор

1874

  • Холст, масло. 57 x 69,5
  • Ж-2667

  • Пост. в 1920 из собрания Н.Н. Кокшарова


Алексей Бобров известен как представитель жанра «в комнатах»: он писал интерьеры или бытовые сценки, происходящие внутри помещений. Каждая деталь жилого пространства участвует в создании образов персонажей его полотен. Понятна без слов сцена на картине «Брат-репетитор» (1874). Старший брат пытается помочь нерадивому младшему с уроками, но выходит из себя, не выдержав непонятливости и рассеянности ученика, о несобранности и неаккуратности которого красноречиво говорят разбросанные на полу книги и листы бумаги. Но более всего атмосферу лени передает собака, разлегшаяся на полу посреди комнаты в позе абсолютной расслабленности и сладкой неги. Комната залита мягким солнечным светом и пронизана ощущением домашнего уюта, семейного тепла и беззаботности. Собака здесь — альтер эго юного гимназиста, не желающего трудиться и выполнять скучные задания. Анастасия Карлова. Верные друзья детства // Жизнь замечательных собак. СПб. 2025. С. 91.

В 1830-е годы,— в эпоху стиля бидермайер — жанр «в комнатах» повествует уже не столько о социальных чертах столичного и усадебного быта дворянства, сколько о настроении или «чувстве жизни» человека в городе и на природе в целом — типически обобщенно. Оно отличается широким спектром: от меланхолии раздумий до анекдотических эпизодов образа жизни мещан, купцов или мелких чиновников. Екатерина Андреева. В присутствии собак // Жизнь замечательных собак. СПб. 2025. С. 111.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: