Коллекция онлайн

1830, Москва – 1897, Москва

Зима

1870-е – начало 1880-х

  • Холст, масло. 53,5 x 71,5
  • Ж-4115

  • Пост. в 1945 из УДИ при СНК РСФСР, Москва


Все возрастающее значение жанровой картины с остро выраженным критическим содержанием оказывает свое воздействие на молодых пейзажистов. Но это лишь одна и не главная линия, по которой шло становление новой русской пейзажной живописи шестидесятых годов. Исключительно важную роль сыграло в этом процессе творчество и педагогическая деятельность А.  К. Саврасова, связанного узами творческой дружбы с Перовым и другими московскими художниками. Основоположник лирического пейзажа, прирожденный живописец и тонкий рисовальщик, обладавший даром поэтического проникновения в мир природы, он стремился интерпретировать ее жизнь широко и многообразно. Преодолевая присущий ранним работам романтизм, Саврасов в то же время по-новому переосмысляет его традиции, сохраняя от него, прежде всего, поэтичность восприятия натуры. <...> Основой творческих поисков Саврасова было все углубляющееся изучение натуры, но также играло роль обращение к опыту пейзажистов различных западноевропейских школ. <...> Поэтическим чувством пронизана и картина «Зима», на которой предстает широко раскинувшаяся заснеженная равнина с чуть намеченной полозьями саней дорогой, окаймленной голыми тонкоствольными деревцами. Создан образ словно заснувшей от снега и стужи природы. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 28.

В этом произведении Саврасова мотив дороги является чрезвычайно значимым. Извилистая занесенная снегом дорожка в скованном стужей поле с тонкими, как будто беззащитными деревьями, не имеет ни начала, ни конца. Придавая пейзажу устремленность в глубину, она участвует в создании философски обобщенного образа дороги как образа жизненного пути. Екатерина Шилова // Дорога и путь в русском искусстве. СПб, 2004. с. 105.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: