Коллекция онлайн

1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург

Вечер на Украине

Частично переписана в 1901. 1878

  • Холст, масло. 81 x 163
  • Ж-4190

  • Пост. в 1914 из Общества им. А. И. Куинджи, Петербург (дар)


За свою творческую жизнь больших живописных полотен. Куинджи создал немного — чуть больше двух десятков. Однако все они стали важным явлением в художественном мире России и породили множество подражаний. Изображение обычного украинского села при закате солнца в картине «Вечер на Украине» предстает как фрагмент сказочно-прекрасного мира, в котором царят умиротворение и гармония. Еще современники отмечали, что краски картины интенсивнее цвета натуры, а необычайный острый контраст малинового и бирюзового пигментов усиливает зрелищность колористического эффекта. В этом сгущении цвета и света предметы приобретают масштабность и значимость, а время как бы замедляет ход. В чудесном мгновении заката соединяются прекрасное и вечное. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 221.

Важной вехой в творческой биографии Куинджи стала и картина 1878 года «Вечер на Украине». Наперекор сложившейся в русском искусстве традиции повествовательного пейзажа и тонального понимания цвета Куинджи сформировал новый тип романтически приподнятой пейзажной картины, в которой декоративное начало было выражено в форме живописной гиперболы. Окрашенные в ярко-розовое заходящим солнцем хаты, гранатовая (по выражению И. Е. Репина) зелень деревьев, вся феерия цвета, преобразившая в волшебное видение хутор, сродни романтической фантастике Н. В. Гоголя. Умение мастера найти дополнительные, оттеняющее друг друга цвета, увидеть полутона — все это нашло отражение в картине. Декоративность выражается в ней не только в цветовом строе, но и в обобщенно трактованных купах деревьев, рисующихся на фоне неба, напоминая своеобразный задник разворачивающегося перед зрителем красочного представления.

Своей картиной Куинджи взбудоражил многих современников, непривычных к подобному живописному языку. Об этом живо вспоминал Репин: «Все тонкие эстеты упрекали Куинджи в бестактности: брать такие резкие моменты в природе, от которых больно глазам. Но никто не думал о своих глазах – смотрели не сморгнув: не оторвать бывало». (Репин. Далекое близкое. С. 330) Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С. 12.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: