Вечер на Украине
1878–1901
-
Экспонирование
Михайловский дворец,
Зал 38
Открыть панораму зала в виртуальном туре
- Период Вторая половина XIX века
- Пейзаж
- Поделиться
Важной вехой в творческой биографии Куинджи стала и картина 1878 года „Вечер на Украине“. Наперекор сложившейся в русском искусстве традиции повествовательного пейзажа и тонального понимания цвета Куинджи сформировал новый тип романтически приподнятой пейзажной картины, в которой декоративное начало было выражено в форме живописной гиперболы. Окрашенные в ярко-розовое заходящим солнцем хаты, гранатовая (по выражению И. Е. Репина) зелень деревьев, вся феерия цвета, преобразившая в волшебное видение хутор, сродни романтической фантастике Н. В. Гоголя. Умение мастера найти дополнительные, оттеняющее друг друга цвета, увидеть полутона – все это нашло отражение в картине. Декоративность выражается в ней не только в цветовом строе, но и в обобщенно трактованных купах деревьев, рисующихся на фоне неба, напоминая своеобразный задник разворачивающегося перед зрителем красочного представления.
Своей картиной Куинджи взбудоражил многих современников, непривычных к подобному живописному языку. Об этом живо вспоминал Репин: „Все тонкие эстеты упрекали Куинджи в бестактности: брать такие резкие моменты в природе, от которых больно глазам. Но никто не думал о своих глазах – смотрели не сморгнув: не оторвать бывало“. (Репин. Далекое близкое. С. 330)
Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С. 12.