Коллекция онлайн

1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург

Осенняя распутица

1872

  • Холст, масло. 70 х 110
  • Ж-4192

  • Пост. в 1930 из Общества им. А. И. Куинджи, Ленинград


Это произведение Куинджи как бы подводит итог развитию мотива дороги в пейзаже периода „критического реализма“. Значительную часть живописного полотна занимает небо, затянутое пеленой туч, натуралистически достоверно выписаны следы от телеги и путников на ближнем плане, в дымке теряется низкий горизонт с едва намеченными контурами деревенских построек. Такое сюжетное повествование способствовало передаче настроения печали и тревоги. Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 116.

«Осенняя распутица», повествующая об унылой жизни русской деревни, наполнена той же болью, которая пронизывает лучшие произведения передвижников, посвященные крестьянской теме.
Полотно сразу же заметили и достойно оценили. За него в 1872 году Куинджи присуждается звание классного художника первой степени, а пресса отмечает его, как «самобытную вещь, обнаруживающую большое чутье к явлениям северной природы».

Куинджи еще ищет свой путь в искусстве, следуя пока что сложившейся традиции пейзажа-рассказа. Но его картина немногословна. Смутно различимая во влажной дымке изба на холме, голое деревцо, три закутанные с головой фигуры, повозка на дороге да еле видимый в тумане обоз – таковы немногочисленные подробности запечатленного вида, столь характерного по своему уныло-печальному настрою для русской обличительной живописи шестидесятых годов. Изменения, внесенные в картину по сравнению с эскизом (Нижегородский художественный музей), выявляют направленность поисков художника, стремящегося выделить главное. Он убирает отвлекающие внимание камни на земле, развилку дорог, поворачивает повозку, как бы удаляющуюся в туманную мглу, что усиливает чувство грусти и одиночества, вместо плоского поля слева изображает пригорок и увеличивает, расширяет дорогу на переднем плане. Написанная осязаемо чувственно в насыщенной коричневато-серой гамме вздувшаяся земля, прорезанная колеями и воронками, заполненными водой, главенствует в картине. „Фатальная жизнь земли сама по себе“, вскоре ставшая стержневым мотивом картины Куинджи „Осень“ (1875), волнует его и в этой более ранней работе. Другим важным компонентом образа является затянутое облаками серо-свинцовое небо со светлой полоской у горизонта, направляющей взгляд зрителя вдаль.

Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С. 8-9.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: