"Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?"
1905
- Картон, темпера, графит, гуашь, уголь. 47,5 х 71,5
- Ж-4297
Пост. в 1918 из Художественного бюро Н. Е. Добычиной, Петроград; ранее – собрание М. Горького (дар автора), Петроград
- Период Конец XIX – начало XX века
- Поделиться
Воспроизведена в журнале «Жупел» (1905, № 1). Традиционно композиция связывается с событиями 9 января 1905 в Петербурге. По предположению И. С. Зильберштейна и В. А. Самкова, изображен разгон демонстрации в Москве, близ Училища живописи, ваяния и зодчества в октябре 1905 (Серов в воспоминаниях. Т. 1. С. 84–85). Подаренное автором М. Горькому произведение некоторое время находилось в собрании А. П. и С. С. Боткиных в Петербурге. Валентин Александрович Серов. СПб, 2005. С. 215.
В дни революции 1905 года мастеру пригодился дар сатирика. Одна из самых острых карикатур на царизм — «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» — создана им под впечатлением разгрома мирной демонстрации. Серов отказался от звания действительного члена Академии, президент которой, великий князь Владимир, командовал войсками военного округа. Рисунок напечатан в первом номере журнала «Жупел» за 1905 год. Саркастически звучит название — строка солдатской песни. Иронична трактовка образов бравого офицера, мчащегося на безоружную толпу, и откормленных конников, пиками и шашками готовых навести «должный» порядок*. Здесь стилистика модерна с его культом линии, силуэта, декоративности обретает черты экспрессионистической заостренности. Круглов В.Ф. Творчество Серова в зеркале коллекции Русского музея // Валентин Александрович Серов. СПб, 2005. С. 42.
* В декабре 1905 года Серов писал А. Н. Бенуа в Париж: «Войска оказались в деле подавления вполне на высоте своей задачи и стреляли из орудий по толпе и домам во все и вся гранатами, шрапнелью, пулеметами <...>, затем доблестные расстрелы, теперь обыски и тюрьмы для выяснения зачинщиков <...>, все как следует» (Серов в переписке. Т. 2. С. 55).
9 января 1905 года Валентин Серов оказался свидетелем расстрела драгунами мирных демонстрантов. По воспоминаниям дочери, он находился в Академии художеств, в окно видел шедшую толпу с иконами и портретами, видел как по толпе был дан залп, как упали раненные и убитые. «То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда, — пишет Серов 20 января И.Е.Репину, — сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу — зрелище ужасающее <…> Ужели же, если государь не пожелал выйти к рабочим и принять от них просьбу — то это означало их избиение? Кем же предрешено это избиение? Никому и никогда не стереть этого пятна…». Войсками столичного гарнизона командовал великий князь Владимир Александрович, президент Академии художеств. Возмущенный и подавленный случившимся, Серов вместе с художником В. Д. Поленовым выразил протест в письме, адресованном академическому собранию и отказался от звания действительного члена Академии художеств.
Не останавливаясь в своей борьбе за справедливость, Серов вместе с другими художниками в конце апреля — начале мая 1905 года пишет письмо Николаю II, в котором есть пронзительные и весьма смелые выражения: «Все население России, задыхаясь в тисках бюрократического произвола, доведшего нашу Родину до полного разорения и способствовавшего целому ряду поражений нашей армии <…> ждет не дождется того единственного выхода из невыносимого положения, который давно уже настоятельно рекомендуется лучшими органами общественной мысли…». В письме Серова речь идет, собственно, об исполнении властями условий царского Манифеста 17 октября 1905 года — о выборах в Законодательное собрание представителей разных слоев общества. Серов спрашивает царя в том же письме: «Можем ли мы, художники, оставаться безучастными свидетелями происходящего вокруг нас, игнорируя трагическую картину происходящего?» И тут же отвечает решительно и ясно, что художники, «в о с п р и н и м а я в п е ч а т л е н и я от ж и з н и во всех ее разнообразных проявлениях», видят «всю силу бедствий, переживаемых Родиной <…> и присоединяют свой голос к „общему хору“ нашей искренней и мужественной интеллигенции».
Под впечатлением увиденного появилась работа «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» – бытовой жанр с элементами политической сатиры. Саркастически звучит название работы – строка старой солдатской песни. Изображая сцену не самой расправы, а мгновение ей предшествующее, художник заостряет трактовку образов офицера, храбро мчащегося на безоружную толпу, и упитанных драгун, пиками и шашками готовых навести «должный» порядок. Причудливыми кажутся их острые по очертаниям, гротескные фигуры.
В конце того же года это произведение Серова было воспроизведено в первом номере сатирического журнала «Жупел». Но широкая масса участников тех событий так и не узнала о реакции художника на расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 года. Журнал был запрещен, а номера 1 и 2 – конфискованы. Серов тогда же, в 1905 году, написал «Портрет Максима Горького», одного из членов редакции журнала «Жупел», и подарил ему картину «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?».