Коллекция онлайн

1862, Уфа – 1942, Москва

Пустынник

1888

  • Холст, масло. 91 х 84
  • Ж-4337

  • Пост. в 1909 от С. П. Дягилева, Санкт-Петербург


Лето 1888 года Нестеров провел в Троице-Сергиевом Посаде, где много и плодотворно работал. Жизнь монастыря и монастырских скитов, далекая от мирской суеты и исполненная сокровенного смысла, произвела на страстного, импульсивного по натуре художника чрезвычайно сильное впечатление. В Троице-Сергиевом Посаде Нестеров сделал этюды к «Пустыннику» — первой картине, принесшей художнику успех. Это произведение исполнено удивительной тишины и поэзии. В нем в полной мере сказалось свойственное Нестерову несколько пантеистическое мироощущение, растворяющее человека в бытии окружающей его природы. В этом «растворении» художник видел необходимое условие достижения той гармонии, о которой «в миру», и тем более в городах, осталось только грезить. Другим аспектом той же темы является в картине мотив странничества, поиска «истинного пути», духовного искательства, который ранее разрабатывался, преимущественно, в русской классической литературе, а на рубеже ХIХ-ХХ века захватил и другие области, включая философию и изобразительное искусство. Каталог выставки в Малаге "ЭПОХА ДЯГИЛЕВА в русском искусстве конца ХIХ — начала ХХ столетия из собрания Русского музея". 2015.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: