Притихло
1890
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
В это же время <во второй половине XIX века> происходит усиление художественного эффекта в тех пейзажах, в которых живописцы смело используют, во-первых, выразительную светотень, а во-вторых — эмоциональную энергетику насыщенной цветовой гаммы. Первую группу произведений можно условно причислить к «традиционным» позднеромантическим изображениям природы. Почти монохромным и тяжеловесным кажется затененное пространство в раннем произведении Руфина Судковского «Днепровские лиманы перед грозой» (Ж-10466). В картине «Перед грозой» (Ж-7857), созданной мастером лесного пейзажа Иваном Шишкиным, эффектно выглядят на общем приглушенном фоне большие высветленные участки ландшафта. А одним из самых запоминающихся и обобщающих произведений в этом ряду стало живописное полотно «Притихло» (Ж-4392) Николая Дубовского. Сам художник пояснял: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии». Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 9-10.
Картина «Притихло» ‒ одно из самых известных и наиболее значительное произведение Николая Дубовского. При написании картины «Притихло» художник использовал этюд, написанный на Балтийском взморье. Николай Дубовской в одном из своих писем писал: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь своё ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе — тишина перед грозой — можно выразить одним словом „Притихло“. Это и есть название моей картины».
Полотно было закончено в начале 1890 года и представлено на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в феврале того же года в Петербурге. Картина имела огромный успех; там же она была приобретена императором Александром III, оказавшись единственной картиной, купленной им на выставке. Картина находилась в Зимнем дворце, а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию.
Одноименные повторения-варианты ‒ ГТГ, Полтавский художественный музей, Куйбышевский городской художественный музей, Ростовский областной музей изобразительных искусств, Государственный художественный музей Республики Беларусь (Минск).