Перед грозой
1884
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
В это же время <во второй половине XIX века> происходит усиление художественного эффекта в тех пейзажах, в которых живописцы смело используют, во-первых, выразительную светотень, а во-вторых — эмоциональную энергетику насыщенной цветовой гаммы. Первую группу произведений можно условно причислить к «традиционным» позднеромантическим изображениям природы. Почти монохромным и тяжеловесным кажется затененное пространство в раннем произведении Руфина Судковского «Днепровские лиманы перед грозой» (Ж-10466). В картине «Перед грозой» (Ж-7857), созданной мастером лесного пейзажа Иваном Шишкиным, эффектно выглядят на общем приглушенном фоне большие высветленные участки ландшафта. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 9-10.
В последний период творчества Шишкин много времени уделял достоверному освещению в пейзаже. В изобразительном языке мастера появились универсальные приемы, позволяющие убедительно передавать самые сложные состояния природы. Сергей Кривонденченков. Собрание живописи Шишкина в Русском музее // Иван Иванович Шишкин. 1832–1898. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб, 2020. С. 9.
Крупноформатные работы Шишкина 1880-х годов передают эпические образы родной природы с широкими панорамами лесных далей. Подобную композиционную схему имеет произведение «Перед грозой». Однако мотив пейзажа, его светотеневое решение больше соответствуют принципам построения позднеромантической картины. Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 86.
Показать полный текстВ юности Иван Шишкин записал к себе в тетрадь чьи-то слова: «Живопись есть немалая, но вместе теплая, живая беседа души с природою, с Богом». Именно эта «беседа» и стала основой поэтического образа, сутью картины «Перед грозой».
Пейзаж полон воздуха и обширного пространства. Тревожная тишина привела в оцепенение цветы и кусты. Потемнела и наполнилась грустью вода в реке. Напряженно, в струну вытянулись березки на другом берегу. Темные гущи бескрайних лесов устремились к далеким сиреневым горизонтам. И только небо величественно и неизменно в своей отрешенности. Просторное и светоносное, оно сияет перламутровыми оттенками синеватых и розоватых тонов, в нем скрывается эмоциональный смысл картины. Движение воздушных стихий, вызываемое грозовым сгущением воздушных масс слева картины, разряжается справа нежными переливами кучевых облаков. Пространство — этот богатый дар природы — прорезается органным звуком солнечных лучей, еще не плененных грозовой тучей, и изливающих благо на заливной луг за рекой и холмистый берег у самого края холста. В картине нет утомительной монотонности цвета: светлые тона перемежаются с темными, создавая живое движение, теплые тона тактично растекаются по холодным, а вся красочная симфония озвучивается легкими вкраплениями красного.
Широкая панорама природы, развернутая Шишкиным в картине — это не окно в мир, а свободное и благодатное мировое пространство, потрясающее монументальностью и значительностью.