Коллекция онлайн

1861, Москва – 1939, Париж
1865–1918

Поезд самоедов

Декоративные панно, выполненные для павильона Русских окраин на Всемирной выставке в Париже (1900) для Северного отдела. 1899


Русскому музею принадлежит комплекс из 31 панно, созданных Коровиным для Отдела окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900 года. В комплекс входят панно для Северного отдела, для Сибирского отдела и для отдела Средней Азии.

В августе-сентябре 1894 года Константин Коровин  вместе с Валентином Серовым совершил путешествие на Север (Ярославль, Архангельск, Мурман, Новая Земля и Норвегия). Эскизы и зарисовки, привезенные из этого путешествия, были использованы художником для создания панно для павильона Отдела окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900 года (для Северного отдела).

Работы имеют пейзажный характер. Размещенные в определенном порядке, они составляли впечатляющую панораму Заполярья, включающую виды пустынного побережья Ледовитого океана, тундры, торгово-промышленных поселков, гаваней. Написанные темперой на холсте, рассчитанные на восприятие издали, панно являются характерным образцом русской живописи стиля модерн с его тягой к синтезу, с присущей ему декоративностью, пронизывающей формы и цветосочетания. Видимое в натуре силой художественного замысла подвергнуто обобщению и «упрощению». Выдержанный в серебристо-лиловой гамме колорит строится на сопоставлении больших, гладкоокрашенных и по тональности близких, «оконтуренных» ломким штрихом плоскостей цвета. В работах развита идея горизонтальности изображения, служащая эффекту «панорамности» целого.

Российская часть выставки собиралась под эгидой министерства финансов, при котором в марте 1896 года была учреждена Комиссия по заведыванию устройством Русского отдела. Она оплатила поездки Коровина для сбора материалов и работу над панно. Неизвестно, кто был инициатором привлечения художника к работам на выставке. Тенишева сообщает, что это она посоветовала мужу (В.Н.Тенишеву - генеральному комиссару отдела России на выставке) заказать Коровину серию панно. Его приглашению мог поспособствовать С. И. Мамонтов, находившийся в хороших отношениях с министром финансов С. Ю. Витте, энтузиастом освоения Мурмана и востока страны.

К разработке идеи экспозиции непосредственное отношение имел П. П. Семенов-Тянь-Шанский, куратор Отдела окраин, редактор и один из авторов предпосланного выставке сборника «Окраины России». Этим общим замыслом был обусловлен выбор мотивов будущих панно, их размеры, формат и местоположение в пространстве экспозиционных залов. Соседство разнообразных по своей природе экспонатов влияло на единую цветовую гамму каждой из трех групп полотен.

Деятельность Коровина на выставке и его панно были высоко оценены художественным сообществом — международное жюри Парижской выставки присудило ему золотую и серебряную медали. Решением правительства Французской республики он становится кавалером ордена Почетного легиона.

Осенью 1900 года решилась судьба панно Коровина. Еще летом вице-президент ИАХ И. И. Толстой выразил мысль о желательности передачи этих полотен в Русский музей императора Александра III. Близилось окончание выставки и Тенишев письмом от 26 августа 1900 года напомнил ему об этой идее. Вскоре Толстой сообщал великому князю Георгию Михайловичу, первому руководителю будущего ГРМ: «Эти панно отличаются выдающимися художественными достоинствами и послужили бы истинным и незаменимым украшением этнографического отдела Русского музея императора Александра III». В ответ им была получена телеграмма: «Сердечно благодарю Вас за услугу Русскому музею. С радостью приму панно Коровина с Парижской выставки в стены музея, в этнографический отдел. Георгий». Тенишеву было дано распоряжение отправить панно в столичный музей.

Второй и последний раз в полном составе комплекс панно экспонировался на III выставке «Мира искусства» в 1901 году в Петербурге в залах Академии художеств. По окончании выставки все панно поступили в Русский музей.

«Кругом темные, красно-бурые горы: ночное солнце освещает их. Есть Неизъяснимо таинственное в этом полярном свете. И страшно - таинственны плоские лица самоедов, а глаза, как черные пуговицы. Что-то есть в них звериное...» (Из книги «К. Коровин вспоминает»).

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

В 2010 году в связи с подготовкой к юбилейной выставке К. Коровина были начаты работы по реставрации 24 большемерных панно, написанных художником для русского павильона Всемирной выставки в Париже в 1900 г.

Панно К. Коровина являлись частью интерьера павильона. По характеру они относились к произведениям декоративно-монументального искусства, а по технике исполнения – к станковой живописи, выполненной в технике масляно-клеевой темперы.

К сожалению, время, механические воздействия, многочисленные перевески и многолетнее хранение на валах отразились на состоянии сохранности картин отрицательно. Они стали ветхими, местами образовались прорывы, деформации основы. Живописная поверхность была покрыта многочисленными загрязнениями, на отдельных участках наблюдалось разложение лака в составе связующего красок и, вследствие этого, «помутнение» (разложение) поверхности живописи, многочисленные утраты красочного слоя. Наибольшую сложность представляли картины, хранившиеся на валах.

Сильнее других пострадали «среднеазиатские» панно. Неравномерная нагруженность холста привела к сильным деформациям основы, изломам пастозной живописи, грозившим осыпанием. Кроме того, сочетание «крепкой» масляной живописи и тонкой, порошащейся клеевой привело к утратам последней. Удаление с порошащегося красочного слоя многочисленных профилактических заклеек с темно-коричневым состарившимся клеем представляло особую сложность

Комплекс проведенных мероприятий:

Полный комплекс консервационно-реставрационных мероприятий необходимо было провести менее, чем за год.

Было выполнено укрепление живописи, устранение деформаций холстов. Были удалены старые профилактические заклейки, клей, загрязнения, устранены деформации основы и красочного слоя, заклеены прорывы и проколы, вставлены заплаты в места утрат холста и дублированы кромки. Удаление стойких поверхностных загрязнений было осложнено тем, что художник использовал на отдельных участках водоразмываемые краски. В места утрат красочного слоя был подведен реставрационный грунт и нанесена фактура, имитирующая авторскую. На отдельных картинах был восстановлен лак в составе связующего. Краски приобрели прежний блеск и яркость. Тонирование выполнено красками фирмы «Таленс» (гуашь, масло, акрил)

Панно были натянуты на новые подрамники, специально изготовленные для выставки.

Представленные на выставке, посвященной 150-летнему юбилею К. Коровина, живописные панно в большей мере открыли многогранный талант этого удивительного художника.

За проект «Реставрация большемерных живописных панно Константина Коровина»

в 2012 г. художники-реставраторы Отдела реставрации живописи смешанных техник были награждены специальным призом И. П. Саутова «Реставрация года» и медалью «Музейный Олимп» .

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 160-161.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: