Птицы
Декоративные панно, выполненные для павильона Русских окраин на Всемирной выставке в Париже (1900) для Сибирского отдела. 1899
- Холст, темпера. 200 x 318
- Ж-5712
Пост.: 1901 дар Министерства финансов-
Сведения о реставрации:
Реставраторы: Щукина Е. Ю., Русакова Н. И., Богомолов А. И., Безсолицин И. С. (2011)
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияАнималистика
- Поделиться
Совершенно особую страницу в освоении берегов сурового северного края представляют панно Константина Коровина. Осенью 1896 года Коровин был командирован знаменитым меценатом Саввой Мамонтовым на Север. Натурные работы, ставшие результатом поездки в Заполярье, позволили выполнить серию декоративных панно — вначале для павильона Крайнего Севера на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, а затем для павильона Русских окраин на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Смелое обобщение формы, фризообразное построение композиции, где графически четкими выразительными силуэтами проступают люди в меховых одеждах и олени, мерно шествующие в составе поезда самоедов (Ж-5708, Ж-5710, Ж-5746). Им вторят омытые холодными волнами утесы и камни или пернатые обитатели морских просторов (Ж-5712, Ж-5714). По характеру пластического решения масштабные панно, написанные Коровиным для парижской выставки и заключающие в себе приметы стиля модерн, принадлежат скорее не уходящему XIX, а наступающему XX веку. Руслан Бахтияров. К берегам Антарктиды и Арктики // К берегам Антарктиды и Арктики». СПб, 2019. С. 7.
Русскому музею принадлежит комплекс из 31 панно, созданных Коровиным для Отдела окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900 года. В комплекс входят панно для Северного отдела, для Сибирского отдела и для отдела Средней Азии.
Комплекс панно были созданы Коровиным совместно с его помощником Н.А.Клодтом для Отдела окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900 года (для Сибирского отдела).
Зал Сибири украшали отдельно висящие панно, изображающие тайгу у Байкала, добычу золота, северный птичий базар, стадо китов, плывущих в море, лежбище котиков на Командорских островах. Выдержанные в серебристо-зеленом колорите и рассчитанные на восприятие со сравнительно близкого расстояния, они написаны общо раздельными короткими и протяженными мазками, сочетая стилистику модерна и постимпрессионизма.
Панно отличают чуткость мастера к специфике мотивов, лаконизм и монументальность в трактовке форм. Искусно передано освещение ‒ мягкий, рассеянный свет Сибири.
К разработке идеи экспозиции непосредственное отношение имел П. П. Семенов-Тянь-Шанский, куратор Отдела окраин, редактор и один из авторов предпосланного выставке сборника «Окраины России». Этим общим замыслом был обусловлен выбор мотивов будущих панно, их размеры, формат и местоположение в пространстве экспозиционных залов. Соседство разнообразных по своей природе экспонатов влияло на единую цветовую гамму каждой из трех групп полотен.
Деятельность Коровина на выставке и его панно были высоко оценены художественным сообществом — международное жюри Парижской выставки присудило ему золотую и серебряную медали. Решением правительства Французской республики он становится кавалером ордена Почетного легиона.
Осенью 1900 года решилась судьба панно Коровина. Еще летом вице-президент ИАХ И. И. Толстой выразил мысль о желательности передачи этих полотен в Русский музей императора Александра III. Близилось окончание выставки и Тенишев письмом от 26 августа 1900 года напомнил ему об этой идее. Вскоре Толстой сообщал великому князю Георгию Михайловичу, первому руководителю будущего ГРМ: «Эти панно отличаются выдающимися художественными достоинствами и послужили бы истинным и незаменимым украшением этнографического отдела Русского музея императора Александра III». В ответ им была получена телеграмма: «Сердечно благодарю Вас за услугу Русскому музею. С радостью приму панно Коровина с Парижской выставки в стены музея, в этнографический отдел. Георгий». Тенишеву было дано распоряжение отправить панно в столичный музей.
Второй и последний раз в полном составе комплекс панно экспонировался на III выставке «Мира искусства» в 1901 году в Петербурге в залах Академии художеств. По окончании выставки все панно поступили в Русский музей.
Изображен остров Медный в группе Командорских островов.