Распятие
Оригинал для мозаики над первым западным входом храма Воскресения Христова (Спас-на-крови). 1899
После Владимирского собора и даже еще во время работы в нем, к Васнецову стали поступать многочисленные просьбы об участии в новых проектах. Этот объем был столь велик, что художник принимал предложения очень избирательно, ориентируясь как на их значимость, так и на материальные условия, которые для Васнецова, учитывая многочисленность его семьи, имели важное значение. Среди наиболее крупных заказов, исполненных Васнецовым, следует назвать картоны для наружных мозаик и икон иконостаса храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Петербурге (1895–1901), мозаики и живописные композиции Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном (1896–1906), картоны для мозаик церкви Равноапостольной Марии Магдалины в Дармштадте (1899–1901), на родине двух русских императриц — Марии Александровны, жены Александра II, и Александры Федоровны, жены Николая II, и собора во имя Благоверного князя Александра Невского в Варшаве (1906–1911). П. Ю. Климов. Монументальная живопись В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 64-65.
В течение 1883-1901 гг. Виктор Васнецов выполнил ряд эскизов, а позднее оригиналов маслом для наружных мозаик храма Воскресения (Спаса-на-Крови) — «Серафим» (в кокошнике), «Распятие» и «Снятие с креста» (над первым и вторым западными входами), «Несение креста» (над южным входом), «Сошествие во ад» (над северным входом), «Христос на престоле», а также для местных икон главного иконостаса — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель». Васнецов придавал большое значение этим работам и пытался возродить иконописный стиль, опираясь на традиции древнерусского и византийского искусства. Понимая эти традиции и как историк искусства, и как этнограф, Васнецов использовал их в формальных решениях, а также стремился к возрождению высокого духа древности. Обращаясь к анализу творчества художника, С. Булгаков писал: «В религиозных картинах Васнецова выразились такая сила и искренность религиозного настроения, какой давно уже не знает европейское искусство». Екатерина Шилова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 78.
Слева внизу: В. Васнецовъ 1899