Коллекция онлайн

1837, Острогожск Воронежской губ. – 1887, Санкт-Петербург

"Радуйся, царь Иудейский!" (Хохот)

1876–1880-е


Отрешенный, бледный, в рубище, с завязанными за спиной руками, смирившийся с судьбой, принявший мученичество – таким предстает Христос в картине Крамского „Хохот“. Сюжетная завязка, а также повествовательный характер изображения обусловили архитектонику холста. В нем преобладают четко различимые горизонтали, нарушаемые лишь вертикалью широкой каменной лестницы, идущей вверх, где под малиновым навесом видны судьи во главе с Пилатом. На нижней площадке – бесчеловечная, жестокая, озлобленная толпа. Изображая ее, художник добивается психологически достоверной разработки характеров и ощущения жизненности происходящего. В  картине звучит гневный и страстный призыв к совести людей. „Пока мы не всерьез болтаем о добре, честности, мы со всеми в ладу, попробуйте проводить христианские идеи в жизнь, по- смотрите какой хохот подымается кругом“, – писал Крамской. Несмотря на то что картина осталась незаконченной, она поражает силой выражения авторской мысли, воплощенной в ряде ярких, экспрессивных образов. „Необыкновенная, гигантская работа, – писал о ней Илья Репин. – Она полна рельефа, жизни, новизны и исторического чутья…“. Ирина Шувалова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 227.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: