Коллекция онлайн

1861, Москва – 1939, Париж
1865–1918

Каменная тундра (Полуночное солнце)

Декоративные панно, выполненные для павильона Русских окраин на Всемирной выставке в Париже (1900) для Северного отдела. 1899


Русскому музею принадлежит комплекс из 31 панно, созданных Коровиным для Отдела окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900 года. В комплекс входят панно для Северного отдела, для Сибирского отдела и для отдела Средней Азии.

В августе-сентябре 1894 года Константин Коровин  вместе с Валентином Серовым совершил путешествие на Север (Ярославль, Архангельск, Мурман, Новая Земля и Норвегия). Эскизы и зарисовки, привезенные из этого путешествия, были использованы художником для создания панно для павильона Отдела окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900 года (для Северного отдела).

Работы имеют пейзажный характер. Размещенные в определенном порядке, они составляли впечатляющую панораму Заполярья, включающую виды пустынного побережья Ледовитого океана, тундры, торгово-промышленных поселков, гаваней. Написанные темперой на холсте, рассчитанные на восприятие издали, панно являются характерным образцом русской живописи стиля модерн с его тягой к синтезу, с присущей ему декоративностью, пронизывающей формы и цветосочетания. Видимое в натуре силой художественного замысла подвергнуто обобщению и «упрощению». Выдержанный в серебристо-лиловой гамме колорит строится на сопоставлении больших, гладкоокрашенных и по тональности близких, «оконтуренных» ломким штрихом плоскостей цвета. В работах развита идея горизонтальности изображения, служащая эффекту «панорамности» целого.

Российская часть выставки собиралась под эгидой министерства финансов, при котором в марте 1896 года была учреждена Комиссия по заведыванию устройством Русского отдела. Она оплатила поездки Коровина для сбора материалов и работу над панно. Неизвестно, кто был инициатором привлечения художника к работам на выставке. Тенишева сообщает, что это она посоветовала мужу (В.Н.Тенишеву - генеральному комиссару отдела России на выставке) заказать Коровину серию панно. Его приглашению мог поспособствовать С. И. Мамонтов, находившийся в хороших отношениях с министром финансов С. Ю. Витте, энтузиастом освоения Мурмана и востока страны.

К разработке идеи экспозиции непосредственное отношение имел П. П. Семенов-Тянь-Шанский, куратор Отдела окраин, редактор и один из авторов предпосланного выставке сборника «Окраины России». Этим общим замыслом был обусловлен выбор мотивов будущих панно, их размеры, формат и местоположение в пространстве экспозиционных залов. Соседство разнообразных по своей природе экспонатов влияло на единую цветовую гамму каждой из трех групп полотен.

Деятельность Коровина на выставке и его панно были высоко оценены художественным сообществом — международное жюри Парижской выставки присудило ему золотую и серебряную медали. Решением правительства Французской республики он становится кавалером ордена Почетного легиона.

Осенью 1900 года решилась судьба панно Коровина. Еще летом вице-президент ИАХ И. И. Толстой выразил мысль о желательности передачи этих полотен в Русский музей императора Александра III. Близилось окончание выставки и Тенишев письмом от 26 августа 1900 года напомнил ему об этой идее. Вскоре Толстой сообщал великому князю Георгию Михайловичу, первому руководителю будущего ГРМ: «Эти панно отличаются выдающимися художественными достоинствами и послужили бы истинным и незаменимым украшением этнографического отдела Русского музея императора Александра III». В ответ им была получена телеграмма: «Сердечно благодарю Вас за услугу Русскому музею. С радостью приму панно Коровина с Парижской выставки в стены музея, в этнографический отдел. Георгий». Тенишеву было дано распоряжение отправить панно в столичный музей.

Второй и последний раз в полном составе комплекс панно экспонировался на III выставке «Мира искусства» в 1901 году в Петербурге в залах Академии художеств. По окончании выставки все панно поступили в Русский музей.

Конкретный пейзажный мотив в творчестве живописцев зачастую служил лишь предлогом для отражения «предгрозового предчувствия, штормового предупреждения человечества» на рубеже XIX–XX веков. При этом стилистика модерна подталкивала к утверждению новых тем, в частности связанных с изображением северной природы. Она позволяла по-новому представить содержание, казалось бы, хорошо изученных мотивов, например, таких, как пейзаж с луной. Глубина поэтического чувства грусти и печали отличает картину «Сумерки. Луна» (Ж-4265) Исаака Левитана. Монументальное декоративное панно «Каменная тундра (Полуночное солнце)» (Ж-5743), созданное Константином Коровиным в соавторстве с Николаем Клодтом для павильона Русских окраин на Всемирной выставке в Париже (1900), наглядно передает первое впечатление Коровина от знакомства с северной природой: «таинственный берег… — полусвет непогасшей северной зари». Следует отметить, что живописные приемы Левитана и Коровина оказали значительное влияние на современников и последователей. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 10-11.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: