Сумерки. Луна
1899
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Мотив спускающихся на землю сумерек часто привлекал художника. Очарование этого умиротворенного состояния природы особенно проникновенно передавалось им в поздние годы жизни. Картина «Сумерки. Луна» была исполнена в период, отмеченный напряженными творческими раздумьями мастера, ищущего средства максимальной эмоциональной выразительности образа, стремящегося к остроте его звучания. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 223.
В меланхолических, пронизанных тонкой музыкальностью образах Левитана современники находили отражение переживаний одинокой и страдающей души, близких людям «конца столетия». «Сумерки. Луна» — замечательный образец зрелого творчества этого самого крупного русского мастера «пейзажа настроения». Призрачный лунный свет, зеркало озера, «удвоившее» мир, преобразили пейзаж, сделав его одновременно «похожим – непохожим». Одухотворенный и замкнутый в своих тайнах, отчужденный и холодный для человека, он замер в еженощном ритуале «предстояния» своему печальному светилу. Владимир Круглов // Дягилев и его эпоха. СПб, 2001. С. 23.
Художник писал: «Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящий пейзажист». Реалистический пленэрный пейзаж в его творчестве достигает наивысшего расцвета благодаря поэтической одухотворенности, лаконизму и интимной печальной интонации.
Конкретный пейзажный мотив в творчестве живописцев зачастую служил лишь предлогом для отражения «предгрозового предчувствия, штормового предупреждения человечества» на рубеже XIX–XX веков. При этом стилистика модерна подталкивала к утверждению новых тем, в частности связанных с изображением северной природы. Она позволяла по-новому представить содержание, казалось бы, хорошо изученных мотивов, например, таких, как пейзаж с луной. Глубина поэтического чувства грусти и печали отличает картину «Сумерки. Луна» (Ж-4265) Исаака Левитана. Монументальное декоративное панно «Каменная тундра (Полуночное солнце)» (Ж-5743), созданное Константином Коровиным в соавторстве с Николаем Клодтом для павильона Русских окраин на Всемирной выставке в Париже (1900), наглядно передает первое впечатление Коровина от знакомства с северной природой: «таинственный берег… — полусвет непогасшей северной зари». Следует отметить, что живописные приемы Левитана и Коровина оказали значительное влияние на современников и последователей. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 10-11.