«Великому Сталину слава!»
1950
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- Поделиться
Композиционно-колористический строй картины, созданной коллективом авторов (Ю. П. Кугач, В. К. Нечитайло, В. Г. Цыплаков) к Всесоюзной художественной выставке 1950 года, целиком и полностью подчинен идее представления вождя государства как вдохновителя и организатора величайших побед. Парадная лестница, ведущая вверх, руки аплодирующей толпы, распахнутые двери, символизирующие прорыв в бесконечность, и удачно срежиссированное освещение как нельзя лучше передают ликующее настроение присутствующих. Сталин предстает в сияющем ореоле, подобно небожителю, спустившемуся к толпе, близкий и недоступный одновременно.
В непосредственном окружении вождя находятся видные члены партии и правительства (Н. А. Булганин, А. И. Микоян, А. А. Андреев, Л. П. Берия, В. М. Молотов, А. Н. Косыгин и другие), знаменитые военачальники и летчики (К. Е. Ворошилов, И. Н. Кожедуб, А. И. Покрышкин), передовики производства (А. Г. Стаханов), а также видные ученые — президент Академии наук СССР физик С. И. Вавилов и директор Института генетики АН СССР Т. Д. Лысенко. Эта «встреча» академиков Вавилова и Лысенко (изображены слева, за перилами лестницы) — один из многочисленных парадоксов сталинского времени. Известно, что родной брат Сергея Вавилова Николай, виднейший генетик, основатель и директор Института генетики, был в 1940 году не без помощи Трофима Лысенко, начавшего борьбу против классической генетики, арестован и в 1943 году умер в тюрьме. Лысенко же после его ареста возглавил Институт и довершил разгром генетики. Далее на полотне следуют представители многочисленных народов, населяющих Советский Союз, дети и типические представители народных масс. Таким образом, идеологема «человек — толпа — вождь» находит здесь каноническое воплощение. // Алиса Любимова. Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 476.