Коллекция онлайн

1830, Москва – 1866, Санкт-Петербург

Княжна Тараканова

Эскиз одноименной картины (1863–1864), находящейся в ГТГ, за которую художник получил в 1864 звание профессора. 1863–1864

  • Холст, масло. 46,5 х 36
  • Ж-5969

  • Пост. в 1953 из Финансового отдела Смольнинского района, Ленинград


На академической выставке 1864 года внимание всех зрителей приковала картина К. Д. Флавицкого «Княжна Тараканова» (1863, ГТГ), приобретенная в 1867 году, после смерти 36-летнего художника, П. М. Третьяковым. Это патетическое, написанное с огромным воодушевлением и несомненным мастерством полотно взволновало современников трагическим образом гибнущей в камере Петропавловской крепости прекрасной молодой женщины, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. К тому же произведение, в котором изображена жертва не только стихии, но и монаршего деспотизма, было необычайно созвучно настроениям передовой общественности, проводившей параллели между современностью с казнями и ссылками и изображением несчастной узницы. Воздействие традиций К. П. Брюллова, очень внешне и прямолинейно проявившееся в более ранней картине художника «Христианские мученики в Колизее» (1862), здесь лишь ощущается в эмоциональной напряженности сюжета и идеальном романтическом типе героини. И. Н. Крамской писал по поводу «Княжны Таракановой»: «Это вещь крупная и, главное, счастливая <…> Романтически-драматическое сочинение остановилось как раз на той черте, за которой начинается очевидная уже для всех театральность». Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 27.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: