Физкультурница
Вариант-повторение картины того же названия и того же года, находящейся в Муромском краеведческом музее. 1929
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Мотив героического как неотъемлемой составной части спорта получил преломление и в сфере женского портрета-типа, где в предвоенное десятилетие ведущей являлась идея, согласно которой молодая, вступающая в «большую жизнь» девушка могла справиться с возложенными на нее новыми (притом ранее считавшимися совершенно не женскими) задачами, в первую очередь, благодаря именно спорту («Спартаковка», «Девушка в футболке» и «После кросса» Самохвалова, «Физкультурница» Ивана Куликова). Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 15.
Прототипом послужила П. А. Иванова – ткачиха, секретарь комсомола фабрики Мурома, впоследствии секретарь горкома комсомола. Произведение может считаться ярким примером обращения художника старой репинской школы к актуальной для советского искусства тематике. Одной из знаковых примет новой жизни стало радикальное изменение образа женщины: ее внешнего облика, стиля поведения, социальной роли. Олицетворением этих перемен стали девушки-физкультурницы, воспетые живописцами, скульпторами и киномастерами конца 1920–1930-х годов. (Л. Б.). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 231.