Коллекция онлайн

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Дочь художника

1923

  • Холст, масло. 35 x 36,5
  • Ж-6761

  • Пост.: 1958 от М. Ф. Петровой-Водкиной, вдовы художника, и Е. К. Дунаевой, дочери художника (Ленинград)


Мастер картины, Петров-Водкин в первые послереволюционные годы больше работает в жанре портрета и натюрморта. Среди портретов самые многочисленные — изображения матери, жены, дочери, автопортреты и портреты людей из близкого окружения художника. При всем многообразии стилистических приемов, всех их объединяет единство внешнего, внутреннего и типического, в результате которого, как пишет Мариэтта Шагинян, рождается «духовный портрет», «икона». Портрет персонажа видится как сумма понятий о нем, становится по преимуществу метафорическим, представляя собой совокупную множественность точек зрения на модель. Художник, как правило, изобретает сложную по своей структуре комбинацию форм заднего плана, в одних случаях включающую в себя детали реальности, в других — материализованные в синей дымке видения-фантазии, символически связанные с персонажем. <...> Художник предпочитает писать головы большого формата. Максимально приближенные к глазам зрителя, они с первой секунды порабощают наше восприятие. Исследователь творчества Петрова-Водкина видит в этом приеме влияние японской гравюры, в первую очередь, Китагава Утамаро с искусством которого художник был знаком, хотя с той же вероятностью можно предположить влияние византийской иконы. Сам Петров-Водкин заявлял о том, что прием масштабных голов он почерпнул у Валентина Серова. Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 13.

Елена Кузьминична Дунаева (урожд. Петрова-Водкина, 1922—2008) — дочь К.С.Петрова-Водкина. Жила в Ленинграде- Санкт-Петербурге. Много сделала для сохранения памяти об отце, в том числе способствовала открытию мемориального музея на родине художника в Хвалынске, написала воспоминания об отце «Прикосновение к душе».

После рождения дочери Лены, "Ленушки" (1922 год), К. С. Петров-Водкин создает целую серию работ с ее изображением. В многочисленных портретах дочери Петров-Водкин предстает нежно любящим отцом и чутким к нюансам детского возраста художником. Образ дочери появляется в многочисленных бытовых зарисовках, в интерьерных и жанровых картинах. От младенца до угловатой и милой девочки-подростка запечатлел художник ее взросление. С пристальным вниманием смотрят на зрителя голубые глаза ребенка. Особенно трогательно выглядят на непомерно большой голове крошечный носик и плотно сжатые губы девочки. Но композиция портрета — с резко обрезанной нижним краем холста фигуркой девочки, с ломанными линиями складок ее одежды и неровным, синим фоном — создает какое-то тревожное, а совсем не сентиментальное чувство.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: