Магомет или Мухаммед (около 570–632) почитается в исламе как Пророк. Получив от Аллаха откровение — Коран, — стал проповедником новой веры. Картина Рериха посвящена видению Магомета. По преданию, оно произошло на горе Хира недалеко от Мекки. Здесь ему явился ангел Джибраил (Гавриил). Галина Кречина // Николай Рерих. В поисках Шамбалы. СПб, 2020. С. 112.
Важнейшей страницей в жизни Рерихов стало их общение с Учителями-Махатмами, хранителями тайного духовного знания (Махатма – «великая душа»). Художник и его жена стали сотрудниками анонимной группы философов и Учителей и выполнили миссию распространения в мире знания, называемого Живой Этикой или Агни-Йогой. Они составили и издали в 1920-1930-е годы книги, излагающие основы учения Живой Этики, которое стало одним из авторитетных религиозно-философских учений XX века.
Для Рериха УЧИТЕЛЬ - высшее понятие, зовущее к духовному усовершенствованию, поэтому не случайно полотна цикла «Учителя Востока» (1930-е) посвящены великим Учителям человечества – Христу, Будде, св. Франциску, Сергию Радонежскому, Магомету.
В книге «Алтай-Гималаи» Рерих пишет о пророческом призвании Магомета: «Первое, чем началось откровение посланника божьего, были внушения истины, которые приходили подобно утренней светозарности. Затем он проникся уединением и оставался в пещере на горе Хира. И вот пришёл к нему предвечно Истинный. И сказал ему: «Магомет, - ты - посланник Божий. Я стал на колени, – говорит посланник Божий, – и стою жду. Затем медленно я вышел. Сердце мое трепетало. Я пришел к Хадидже и сказал: «Закутайте, закутайте меня», и прошел страх мой. И Он опять явился мне и сказал: «Магомет, я Гавриил, а ты – посланник Божий». Именно этот момент представлен в картине «Пророк. (Магомет на горе Хира), написанной Рерихом в 1938 году.
Пророк изображен на высокой скале, в длинном белом одеянии. Внимательно слушает он сокрытого в розовом пламенном облаке архангела Гавриила, который посылает его проповедовать народам новое Учение. Вокруг янтарные, оранжево-алые скалы знойной, сожженной солнцем Аравийской пустыни. Лица не видно, что согласуется с мусульманским догматом, запрещающим поклонение иконам, но в позе, застывшей в торжественном предстоянии, явно читается образ человека, готового к служению людям. Поток багряных лучей заливает гористую местность. Застывшие скалы торжественны и спокойны. Контуры каменных глыб изогнуты, вторя силуэту пророка. Магомет, предстоящий перед Архангелом, подобен каменной тверди. В земном мире - и могучие горы, и человек, достигший их вершин, - все внемлет Божественному Вестнику, явленному в ореоле сияющих лучей, все внемлет Свету. Е. В. Станкевич. Материалы к аудиогидам для выставки "Николай Рерих. В поисках Шамбалы". 2020