Вершина Канченджанги (Снежные вершины на бирюзовом небе)
1937
- Картон, темпера. 30,3 x 45,6
- Ж-7271
Пост.: 1960, дар автора по завещанию через Ю. Н. Рериха, сына художника, Москва
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
По впечатлениям от увиденного художник создает множество пейзажей. Казалось бы, он использует один сюжет — горы, в которых иногда встречаются монастырские строения или селения. Но его горные пейзажи не повторяют один другой. «Каждая гамма красок, — как писал Рерих, — создает какое-то могущественное настроение». <...> Светящиеся тонкими переливами красок, то спокойные, то драматически насыщенные изображения гор, складываясь в единый поток, передают эмоции, полученные их автором в пути. Что-то вечное, незыблемое и таинственное запечатлено Рерихом в этих пейзажах. В них нет экзотики, как и однообразия. Сам Рерих писал в своем дневнике, что горы напоминают ему «дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, восходит к этим вершинам…» 19. Евгения Петрова. Николай Рерих. В поисках Шамбалы // Николай Рерих. В поисках Шамбалы. СПБ. 2020. С. 10.
«Никто не скажет, что Гималаи — это теснины, никому не придет в голову указать, что это мрачные врата, никто не произнесет, вспоминая о Гималаях, слово „однообразие“». Н. К. Рерих. Гималаи. 1935 // Николай Рерих. В поисках Шамбалы. СПБ. 2020. С. 93.
«Чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, восходит к этим вершинам. И сами трудности, порою очень опасные, становятся лишь нужнейшими и желаннейшими ступенями, делаются только преодолением земных условностей». Н. К. Рерих. Гималаи. 1935 // Николай Рерих. В поисках Шамбалы. СПб. 2020. С. 95.