Коллекция онлайн

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной

1907

  • Холст, масло. 80 x 65
  • Ж-7483

  • Пост.: 1961 приобр. у Н. Е. Яковлевой (Ленинград)


Итогом интенсивной работы [К.С.Петрова-Водкина]во Франции было участие в парижском Салоне 1907–1908 годов. Вскоре, в 1908 году, Петров-Водкин возвращается на родину. Художник поселяется в Петербурге, считая его творческую атмосферу наиболее комфортной для собственных устремлений. Он привозит с собой жену-француженку и 200 работ, среди которых были несомненные удачи («Берег», 1908; «Кафе», 1907(8?); «Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной», 1907, и африканский цикл, 1907). Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 8.

Изображена Петрова-Водкина Мария Федоровна (урожденная Йованович Маргарита, 1885–1960).

Картина являет собой характерный для символизма образец портрета. Раннее из многочисленных изображений жены художника, которая, как писал он другу, принесла ему деятельную любовь и тигрицей стала на защиту его сердца. Но именно этих активных черт характера портрет лишен. С легкой улыбкой, отрешенная от окружающего, молодая женщина погружена в самосозерцание, окрашенное светлой меланхолией, в «воспоминание» души. Она кажется только что сошедшей с гобелена, на фоне которого ее увидел автор, то ли, наоборот, мысленно ушедшей в его картинную среду. Изображено состояние грез, своего рода «сна наяву», природу которого мастер не пытается объяснить, чтобы не исчезло очарование тайны, недосказанности. Ритмом плавных линий, самим своим состоянием портретируемая связана с персонажами символистской картины в духе «набидов», висящей на стене мастерской, в интерьере которой изображена модель. Владимир Круглов // Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 93.

Петрова-Водкина (урожд. Йованович) Мария Федоровна (1885-1960) – жена художника.

Приехав во Францию, Петров-Водкин поселился под Парижем в местечке Фонтоне-о-Роз. У мадам Йованович – хозяйки пансиона, в котором жил художник, было несколько дочерей. В одну из них – Марию-Маргариту (дома её называли Мара) он влюбился и объявил ей: «Мадемуазель, я на вас женюсь!». И добавил, что раз её отца зовут Теодором, значит в России она станет Марией Фёдоровной. Мара ответила, что это самое оригинальное предложение, какое ей приходилось слышать. И хорошо ли подумал мсье, прежде, чем его делать? «Мсье» ответил, что он совсем не думал. Просто его озарило, и он увидел картинку: себя, Мару и их дочь Лёнушку у Исаакиевского собора в Петербурге. Говоря об этом, Кузьма был так убедителен, что девушка дала согласие на брак и тут же принялась учить русский язык...

Портрет Марии Федоровны 1907 года – одна из наиболее сильных парижских работ Петрова-Водкина. Поза, прическа, наклон головы молодой женщины, сидящей на фоне условной символистской картины, так откровенно перекликаются с изображенными на ней женскими силуэтами, что возникает ощущение, что героиня портрета только что случайным, непостижимым образом, проскользнула из этого нематериального художественного мира в мир реальный, обретя и плоть, и индивидуальные черты лица, и неповторимый характер.

В этом полотне с его изысканным колоритом, декоративной и обобщенной формой, сказалось изучение художником искусства Пюви де Шаванна, влиянием которого отмечено несколько картин парижского периода.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: