Коллекция онлайн

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Берег

1908


Итогом его интенсивной работы во Франции было участие в парижском Салоне 1907–1908 годов. Вскоре, в 1908 году, Петров-Водкин возвращается на родину. Художник поселяется в Петербурге, считая его творческую атмосферу наиболее комфортной для собственных устремлений. Он привозит с собой жену-француженку и 200 работ, среди которых были несомненные удачи («Берег», 1908; «Кафе», 1907(8?); «Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной», 1907, и африканский цикл, 1907). Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 8.

Создатель оригинальной философско-живописной системы, Кузьма Петров-Водкин еще будучи студентом Московского училища живописи увлекся символистскими поисками, под влиянием Мориса Метерлинка писал символистскую прозу и пьесы. В 1905—1908 в Париже он пережил увлечение живописью Пьера Пюви де Шаванна, Фердинанда Ходлера, изучал искусство Проторенессанса.

Полотно «Берег» появилось в те дни. Это наиболее значительная из картин, написанных Петровым-Водкиным после путешествия в Африку. В ней нашли отражение и активная работа над рисунком с натуры в многочисленных парижских студиях, и искреннее восхищение Пюви де Шаванном, которым художник, по его словам, «трусливо, словно из-под полы любовался» «в обход Лувра и новейших течений». Фресковый колорит, стремление к бессюжетности и одновременно к многозначности образа, статичность поз – все эти черты, присущие искусству Пюви де Шаванна, без труда прочитываются в картине. 

Полная гармонии и покоя сцена в прибрежном пространстве с множеством женских фигур — нагих и в античных драпировках, не связанных сюжетом, но ритмически объединенных друг с другом и с природными формами, магическое, завораживающее мерцание камней у их ног вызывают ощущение таинственного, грустно-просветленного ритуала, священнодействия. Оно создается строгим построением композиции, пластичным рисунком, монументальным обобщением формы. Торжественность и вневременность изображенного в картине, похожей на грезу-видение, воспринимается как тихий, романтический бунт автора против окружающей мещанской обыденности. 

Выставив картину на Парижском «Осеннем салоне» 1908 года и получив доброжелательные отзывы, Петров-Водкин, упаковав 200 этюдов, тысячи рисунков и десяток картин, возвращается в Россию.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: