Коллекция онлайн

1878, Астрахань – 1927, Ленинград

Купчиха с зеркалом

1920

  • Холст, масло. 141 x 108
  • Ж-7654

  • Пост. в 1962 из клуба МВД им. Ф. Э. Дзержинского, Ленинград


Свой идеал женской красоты Кустодиев нашел в купеческом сословии. Интересно, что, в отличие от Мыльникова или Венецианова, не создавший ни одного натурного портрета русских купчих, он «списывал» своих героинь с дам интеллигентного круга — Н. И. Зеленской («Купчихи», 1912), Ф. В. Шевченко («Красавица», 1915), Г. Адеркас («Купчиха за чаем», 1918), чей облик, по ощущениям художника, был близок народному идеалу красоты. Все героини — замужние пышнотелые молодые женщины в возрасте около тридцати лет — показаны в характерной для них среде. Художник «демонстрирует» красавиц — их дородные фигуры помещены в центре картин, приближены к первому плану, подчиняя себе пейзажную и интерьерную среду. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 40.

Кустодиев, с начала века известный тонкими психологическими портретами, в середине 1910–1920-х годах создал ряд портретов-панно, сложно сочетающих индивидуальное и типизированное, иронию и откровенное любование персонажами. Большей частью это были купчихи. Дородные, румяные, плавные в движении, горделивые, они воплотили народный идеал красоты и здоровья. Их средой был мир русской провинции со свойственной ей смесью старого и нового в быту, одежде, с любовью к ярким и звучным краскам, безудержному веселью, шумным ярмаркам, гуляниям на масленице. Эта жизнь, цельная и самодостаточная, при всей ее ограниченности, увидена и воспроизведена пытливыми глазами чуть насмешливого и остроумного рассказчика. Трудно представить, что душевно и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. Как справедливо отметили исследователи, а прежде всего сам художник, у него была "чудесная страна воспоминаний". Это  произведение — замечательный и характерный пример грезы-видения о сочных пышных красавицах, лазоревых вечерах.

Одноименный эскиз картины (1919, бумага, графитный карандаш) — частное собрание.
Одноименный рисунок к картине (1920, бумага, карандаш, сангина) — Самарский художественный музей.
Одноименный этюд для картины (1920, бумага, графитный карандаш) — частное собрание.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: