Утро. Зеленые горы
1912
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
«<...> кто знаком с русской культурой 1900-1910 годов, тот может засвидетельствовать, что интерес к древнему искусству Востока был тогда велик. Созданные различными народами Востока стилистические особенности так или иначе обрели принципиальную силу и значение, особенно стали влиять на творчество молодых художников, критиков, поэтов, музыкантов, не говоря уже о вообще широком распространении в искусстве восточных тем, сюжетов, фольклора. <...>
Выраженная в статье [Максимилиана Волошина «М. С. Сарьян» (журнал «Аполлон», №9 за 1913 год)] мысль о том, что Сарьян изображает Восток, но он не ориенталист, что он обращается к Востоку с сыновним чувством, что в его искусстве нет присущих ориенталистам поверхностной туристской любознательности, коллекционерского подхода, что он не копирует орнамент Востока и этнографические подробности, полностью соответствует истине. С детства, как говорится, с молоком матери, я впитывал в себя Восток, Юг, все особенности армянского искусства, всегда и всячески стремился передать это на холсте и на бумаге». Сарьян М. С. Из моей жизни. М, 1990. С. 118.
Показать полный текстРуководящей нитью для Сарьяна был принцип упрощения в равной мере как рисунка, так и цвета. Природный европеец рисковал бы при этом впасть в плакатность, Сарьяну же восточный инстинкт подсказал, как можно уничтожить все детали и как избытком цвета можно восполнить простую линию силуэта. Важную роль в его исканиях сыграл и обычный его материал – темпера. При помощи масляных красок ему никогда не удалось бы достичь того, чего он достиг; для этого достаточно справиться с немногими этюдами, им написанными. Темпера по сравнению с масляными красками представляет многие достоинства и вдохновляющие трудности. Если писать ею на воде без всяких эмульсий, приближающих ее к масляным краскам, она дает широкие, совершенно ровные, непрозрачные бархатистые поверхности, выявляющие тон с несравненно большим спокойствием, чем масляные краски, всегда разбитые бликами, мазками. Темпера дает одновременно возможность сразу покрывать большие поверхности, а с другой стороны – рисовать длинными, тонкими, непрерывными линиями кисти, наполненной жидкой красящей влагой. Сильное просветление краски, когда она засыхает, заставляет работать тонами более полными и глубокими; оно требует от художника осознанности своих намерений. Он должен заранее предрешить свои тона и класть их уверенно и быстро; он увидит их только тогда, когда картина высохнет совершенно. Благодаря непрозрачности материала один слой краски целиком прикрывает другой и не дает сквозить ему. Она устраняет соблазны «масляной кухни»: раскрашивать и пачкать основной тон отливами и переходами и смешением краев двух поверхностей. Она требует открытого и честного сопоставления двух цветов, а когда надо дать постепенность, то – обдуманной и заранее размеренной гаммы.
Сарьян мастерски использовал возможности темперы. Он умеет поверхность картины заливать большими пятнами, контур которых сразу дает основные линии рисунка. По этим поверхностям он пишет длинными ударными мазками, одновременно выявляя цвет и форму. Он или широко штрихует кистью, или развертывает веерообразные, перистые системы мазков, идущие к его «павлиньему» тону. Это соединение штриха с пером дает его технике некоторое сходство, лежащее в самом принципе приема, с восточными лубками и вообще с гравюрой на дереве, с тою разницей, что в цветной гравюре черный «каркас» рисунка заливается широким пятном, а он пятно, положенное заранее, хлещет, шпорит и взвивает на дыбы ударами цветных, сверкающих штрихов, определяющих рисунок… Волошин М. А. Сарьян // Аполлон. СПб, 1913.