Коллекция онлайн

1878, Астрахань – 1927, Ленинград

Купание

1912

  • Фанера, масло. 35 х 40
  • Ж-8011

  • Пост. в 1964 из ГЭ; ранее – собрание Ф. Ф. Нотгафта, Петроград – Ленинград


В литературе о художнике известна под названием „Купание на Волге“ (1918).

1910-е годы отмечены появлением череды картин-изображений «красавиц» («Купчихи», 1912; «Купчиха», «Красавица», «Девушка на Волге», все – 1915), «праздников» (варианты «Масленицы», 1916, «Вербный торг» и «Балаганы», оба – 1917). Их персонажи органично живут в освещенном ярким солнцем зимнем или летнем пейзаже, до самого горизонта населенном множеством человеческих фигур. В отмеченных монументальностью форм произведениях прихотливо и остроумно соединены традиции лубка и высокой музейной классики, главным образом наследия любимых художником венецианцев эпохи Возрождения. Это сказалось не только в обогащении колорита картин, в эмалевой переливчатости их поверхностей, но и в самих принципах построения композиций – то панорамных, то фризовых, то растущих вверх. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 16.

Кустодиев уже в начале 1900-х виртуозно владел широкой манерой импрессионистического письма, употребляя ее в писании тонких по цветовой гамме лирических пейзажей и эффектных портретов. Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 95.
Картина «Купание», написанная Борисом Кустодиевым в 1912 году – великолепный пример «кустодиевской Волги», «кустодиевской России». «Волга и Кустодиев неразделимы, – писал художник Иван Билибин. – Поволжские города, ярмарки, розовые и белые церкви с синими и золотыми куполами, дебелые купчихи, купцы, извозчики, мужики – вот его мир, его матушка Волга и его Россия. И все здорово, крепко и сочно». Народная сказочность – во всей картине: в окружающем пейзаже, в многоцветии чистых ярких красок. Чего только нет вокруг! Уютные домики небольшого провинциального городка пристроились на высоком пригорке. Пламенеет островерхая колокольня. Белоствольные березы радуют глаз пышными зелеными кронами. Золотом горит песчаный берег. Сияет и переливается вода, покрытая мелкой рябью. Деревянная купальня пронизана жаркими солнечными лучами. А как хороши любимые художником красавицы купальщицы! Пышные, налитые молочно-розовые. Они переодеваются, переговариваются, смеются, предвкушая радость жарким днем освежиться в воде, и нисколько не стесняются наготы, уверенные в своей красоте – красоте сказочной, былинной. Кажется, что появились они здесь не из обыденной жизни, а из народных сказов, где растут волшебные яблони и текут молочные реки с кисельными берегами. Даже не просто пришли, а явились в золотой купальне, теперь мирно покачивающейся на сияющих перламутровых водах. И при всей сказочности полотно, наполненное светом и солнцем, лучится радостью жизни.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: