Александр Блок в рабочем пикете
1964
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Блок Александр Александрович (1880–1921), один из самых тонких поэтов Серебряного века, воспринял и Февральскую, и Октябрьскую революцию с неподдельным энтузиазмом, увидев в них стихийное проявление народной души. Он писал, обращаясь к интеллигенции, что «революция есть музыка», «всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию». Музыкальными, песенными, частушечными ритмами оказалась наполнена и его знаменитая поэма «Двенадцать» (1918), в которой зазвучали «шумы» революционной улицы. Отрезвление, однако, наступило быстро. В феврале 1919 года Блока арестовало ЧК по подозрению в участии в антисоветском заговоре, и освободили поэта лишь по ходатайству наркома просвещения А. В. Луначарского. Разочарование в революции породило творческий кризис, депрессию и способствовало болезни, которая вскоре свела Блока в могилу. // Павел Климов. Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 377.
Свою картину Самохвалов писал на излете «оттепели», когда образы революции усиленно обновлялись и художники пытались приблизить их к миру молодых современников. В это время на первый план вышли романтика и поэзия. В своих мемуарах художник писал: «Я никогда не был знаком с А. Блоком, но как поэта я узнал его еще в ранней юности <…> В годы Октябрьской революции я увидел <…> его на поэзовечере, состоявшемся в конференц-зале Академии художеств. Маяковский рассказал о встрече с ним у костра рабочего пикета на набережной Невы».
Блок, названный Анной Ахматовой «трагическим тенором эпохи», предстает в трактовке Самохвалова как устремленный в будущее гений революции, вдохновляющий и подбадривающий ее солдат. Впрочем, тогдашние бытовые переживания поэта могли весьма отличаться от переживаний поэтических. Зинаида Гиппиус, другая выдающаяся поэтесса Серебряного века, в разгар кампании по жилищному «уплотнению» в своем дневнике язвительно писала: «Блок, говорят <…>, даже болен от страха, что к нему в кабинет вселят красноармейцев. Жаль, если не вселят. Ему бы следовало их целых „12“. Ведь это же, по его поэме, 12 апостолов, и впереди них „в венке из роз идет Христос“!». // Павел Климов, Любовь Шакирова. Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 378.