Коллекция онлайн

1897, Холм, Люблинская губерния (ныне – Хелм, Польша) – 1956, Москва

Мурман

1925


Цикл произведений, ознаменовавший собой новый период творчества художника, был создан в результате его поездок в Мурманск, на Белое море, на Новую Землю. Среди наиболее значительных работ этого цикла — «Мурман» и «Полуночное солнце (Северное сияние)» (обе 1925).

Главное отличие этих произведений от ранних работ — та роль, которую Редько отводит в них живому впечатлению, натуре. Не случайно основным жанром его творчества становится пейзаж. Свои научные познания художник использует для того, чтобы дать живописное воплощение света, который, в отличие от созданного человеком электричества, <...> обретает теперь свою естественную природу, сохраняя при этом главную роль в решении живописного полотна. Подчеркивая эту роль, художник объединяет работы, созданные на Севере, изобретенным им термином «Свеченизм».

В картине «Мурман» — поэтический образ Белого моря, изображенного таким, каким оно запечатлелось в душе художника: небо, полное света, вода, отражающая небо, чайки, стремительно проносящиеся над водой, над пустынными прибрежными скалами, над покачивающейся на волнах рыбачьей шхуной, - природа, поразившая Редько гармонией, спокойным величием. Задумывая произведения этого цикла, он писал: «Думаю, это будут самые лучшие мои работы, так как в моей груди сильная, глубокая благодарность природе за мое существование и за все, здесь виденое,— день и ночь». Анна Антонова // Климент Николаевич Редько. Каталог выставки в Русском музее. Л., 1990. С. 11-13.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: