Полуночное солнце (Северное сияние)
1925
- Холст, масло. 107 х 80,5
- Ж-8543
-
Сведения о реставрации:
Реставратор:: Логдачёв В.Н.
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Цикл произведений, ознаменовавший собой новый период творчества художника, был создан в результате его поездок в Мурманск, на Белое море, на Новую Землю. Среди наиболее значительных работ этого цикла — «Мурман» и «Полуночное солнце (Северное сияние)» (обе 1925).
Главное отличие этих произведений от ранних работ — та роль, которую Редько отводит в них живому впечатлению, натуре. Не случайно основным жанром его творчества становится пейзаж. Свои научные познания художник использует для того, чтобы дать живописное воплощение света, который, в отличие от созданного человеком электричества, <...> обретает теперь свою естественную природу, сохраняя при этом главную роль в решении живописного полотна. Подчеркивая эту роль, художник объединяет работы, созданные на Севере, изобретенным им термином «Свеченизм».
Полотно «Полуночное солнце (Северное сияние)» написано в ином ключе. Оно полно напряжения, своеобразного драматизма. Эффект сияния солнечного диска на полуночном небе поражает непривычного к Крайнему Северу человека. Ощущение необычности усиливает сказочно прекрасная корона северного сияния, охватившая небо. Удивительное зрелище, необычность красок, насыщенных светом, потрясли художника: «Вблизи над горизонтом повисло, запуталось в сетях туч разъяренное ночное солнце. Огромный огненный ком света ударяет в пространство океана, на котором лежат десятка два посудин с промышляющими рыбаками...» и далее: «Северное сияние двигалось как поверхность полей ржи, и текло, и струилось по небу небесными светящимися реками...
Ум не в состоянии всесторонне обнять неведомую мощь Арктики». Стремление подчеркнуть эту мощь определило лаконизм композиции картины, в которой пространство холста делится на две почти равные части — небо и отражающее его море, а увлеченность Редько явлениями соляризации определила специфику его красок, как бы наделенных светоносной силой.
Картины, созданные в результате поездок на Север (их было выполнено десять), экспонировались в 1926 году в Москве на персональной выставке Редько ‒ первой и единственной в России при жизни мастера. Анна Антонова // Климент Николаевич Редько. Каталог выставки в Русском музее. Л., 1990. С. 11-13.