Коллекция Государственного Русского музея

1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург

Тевтобургский Лес

1865


В Германии наиболее плодотворными для художника стали натурные занятия в Дюссельдорфе. В этом городе находилось несколько ателье авторитетных пейзажистов, самыми известными среди которых были мастерские Андреаса и Освальда Ахенбахов. Русский живописец старался отыскать пленэрные мотивы в окрестностях среднего течения Рейна, напоминающие ему родную природу. Не случайно для работы на натуре был выбран Тевтобургский Лес. Сергей Кривонденченков. Собрание живописи Шишкина в Русском музее // Иван Иванович Шишкин. 1832–1898. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб, 2020. С. 6.

Наиболее значительные картины, написанные в последние месяцы пенсионерства, — „Вид в окрестностях Дюссельдорфа“ и „Тевтобургский лес“ — образцы композиционного мастерства молодого художника, но в то же время в них присутствуют все признаки использования определенной „школьной“ рецептуры. Шишкин уже большой мастер, но мастер, пока еще поющий в известной мере с чужого голоса. Вполне закономерно, что за первую из них он был возведен в звание академика. Картина написана по академическим представлениям, каким должен быть пейзаж: тут и романтический сюжет, и хорошо рассчитанное распределение света и тени, прекрасно переданное развитие пространства, чистые, звучные тона и умело введенный стаффаж. Эта картина достойно завершает ранний этап деятельности художника. Ирина Шувалова. «Что может быть лучше природы!» // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 9.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: