Ростовщик
Эскиз одноименной картины (1859). До 1859
- Холст, масло. 29,7 х 38
- Ж-8705
Пост. в 1940 из Финансового отдела Дзержинского района (собрание Ю. Э. Кульбис), Ленинград
- Период Вторая половина XIX века
- Поделиться
Художник получил за картину малую золотую медаль. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 337.
Прямым последователем обличительных традиций Федотова предстает еще в предшествующем десятилетии Н. Г. Шильдер в картине «Искушение», приобретенной в 1857 году П. М. Третьяковым и положившей начало его знаменитой галерее. Тема пагубных последствий бедности для личности и общества интерпретируется им в самом непосредственном ее выражении. К сожалению, остальные картины художника до нас не дошли. Но, судя по двум сохранившимся эскизам («Ростовщик» и «Сговор невесты» (Ж-1447), 1859) и упоминаниям в прессе, Шильдер затрагивает драматические моменты, стремится дать социальную характеристику персонажам, раскрывает острые психологические ситуации, продолжая обличительную линию, начатую им в «Искушении». Сюжетная завязка «Сговора невесты», как и другой (известной лишь по фотографии) его картины «Пьяный муж», предваряет замыслы видных шестидесятников – В. В. Пукирева и А. И. Корзухина. Сам же Шильдер, заявив себя художником, тяготеющим к новым веяниям в искусстве, постепенно, подобно А. А. Попову, угас, став со временем изготовителем заказных портретов. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 15.
Слева внизу: Н Шильдеръ