Коллекция онлайн

1828–1898

Ростовщик

Эскиз одноименной картины (1859). До 1859

  • Холст, масло. 29,7 х 38
  • Ж-8705

  • Пост. в 1940 из Финансового отдела Дзержинского района (собрание Ю. Э. Кульбис), Ленинград


Художник получил за картину малую золотую медаль. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 337.

Прямым последователем обличительных традиций Федотова предстает еще в предшествующем десятилетии Н. Г. Шильдер в картине «Искушение», приобретенной в 1857 году П. М. Третьяковым и положившей начало его знаменитой галерее. Тема пагубных последствий бедности для личности и общества интерпретируется им в самом непосредственном ее выражении. К сожалению, остальные картины художника до нас не дошли. Но, судя по двум сохранившимся эскизам («Ростовщик» и «Сговор невесты» (Ж-1447), 1859) и упоминаниям в прессе, Шильдер затрагивает драматические моменты, стремится дать социальную характеристику персонажам, раскрывает острые психологические ситуации, продолжая обличительную линию, начатую им в «Искушении». Сюжетная завязка «Сговора невесты», как и другой (известной лишь по фотографии) его картины «Пьяный муж», предваряет замыслы видных шестидесятников – В. В. Пукирева и А. И. Корзухина. Сам же Шильдер, заявив себя художником, тяготеющим к новым веяниям в искусстве, постепенно, подобно А. А. Попову, угас, став со временем изготовителем заказных портретов. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 15.

Слева внизу: Н Шильдеръ


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: