Зимний пейзаж в Гавани
1924
- Холст, масло. 110,5 x 127
- Ж-8747
Пост. в 1971 из Архива художественных произведений МК СССР, Загорск
- Период Первая половина XX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Городские окраины, старые рабочие районы — этот Петербург был родиной и местом постоянного обитания художника. Именно ему он посвятил большинство своих произведений. Василеостровский пейзаж живописец написал из окна своей квартиры, стараясь передать не только характерный колорит петербургского зимнего дня, но и четкий рисунок древесных стволов и ветвей на фоне белого снега, потемневшие от времени стены домов и покосившихся сарайчиков с украшающими их вывесками: „Пивная", „баня", „Чиню примус", говорящими не только о жизни людей в те годы, но и придающих изображению убедительность документа. В ином ключе решен „Зимний пейзаж", созданный художником годом позже: это не документ, не наблюдение, взятое из реальной жизни, но ностальгическая мечта, во многом подсказанная Павлову его любимыми немецкими и голландскими мастерами: нарядные домики на фоне зимнего пейзажа, фигуры людей, похожих на персонажи картин Брейгеля, красота колористической гаммы, в которой сочетаются напряженные зеленые, коричневые, розовые тона, неспешный, торжественный ритм линий и объемов — во всем ощущение тайны. Анна Антонова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 204.
В 1920–1930-х годах художник создал цикл городских видов — изображения ленинградских окраин. Революция неузнаваемо изменила образ города и горожан, а незатронутые революционными преобразованиями пейзажи отражали ностальгию по патриархальной жизни и легкую иронию.
Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 44.