Коллекция Государственного Русского музея

1894, Бежецк Тверской губернии – 1971, Ленинград

Человек с шарфом (Автопортрет)

1928

  • Холст, темпера. 85 x 71
  • Ж-8867

  • Пост. в 1973 от М. А. Самохваловой, дочери художника, Ленинград


В 1926–1927 годах Самохвалов принимал участие в восстановлении Георгиевского собора в Старой Ладоге – уникального памятника живописи и архитектуры XII века. Увлечение фресками Древней Руси повлияло на большинство его работ тех лет. Очевидно оно и в автопортрете, написанном темперой, имитирующей матовую фактуру фрески. Замкнутый, нерасчлененный силуэт, словно отгораживающийся жест руки говорят об отстраненности, сосредоточенности мысли и воли художника внутри себя. Черты лица едва намечены легкими касаниями кисти. Портретное сходство важно здесь лишь настолько, насколько в нем проявляется момент завороженного предстояния художника перед миром. Из деталей выделен лишь красный карандаш – рабочий инструмент, с помощью которого вдохновение выльется на холст или лист бумаги. (Л. Б.).

Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 204.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: