Коллекция онлайн

1932, Москва—1974, Москва

Осенние дожди

Эскиз к картине «Осенние дожди (Пушкин)» (1974, ГТГ). 1973


Для советской интеллигенции 1970–1980-х годов Пушкин был эталоном свободного творца и независимого мыслителя. Писатели, режиссеры, художники, поэты-барды, стремились найти «своего Пушкина», установить с ним личную связь, минуя растиражированный официозом образ «солнца русской поэзии». Это в полной мере относится к В. Е. Попкову. Он не был историческим живописцем, – все его творчество посвящено современности. Картина «Осенние дожди» – изображение Пушкина на крыльце родного дома в Михайловском – только кажется исключением. Очищенный от бытовых и биографических подробностей, сюжет становится отправной точкой для собственных размышлений автора о блаженном одиночестве поэта, ценой которого он обретает свободу творчества и живую связь со всем миром. Действительно, осенний пейзаж, служащий фоном для хрупкой фигуры в черном, кажется бескрайним. Поза поэта напоминает о знаменитом портрете кисти О. А. Кипренского.

В Русском музее хранится подготовительный эскиз к картине «Осенние дожди (Пушкин)» из собрания ГТГ, которой суждено было стать последней работой Попкова. Ее завершение было прервано внезапной трагической гибелью художника. В этом контексте она обретает значение метафорического автопортрета. Л. В. Шакирова // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 96.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: