Под старой яблоней
1969
- Древесно-стружечная плита, левкас, темпера поливинилацетатная. Картина: бумага, уголь, соус. Плита 202х140 см, картина 178 х 98 см
- Ж-11303
-
Экспонирование
Корпус Бенуа,
Зал 84
, Витрина 5
Открыть панораму зала в виртуальном туре
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- Портрет
- Поделиться
Как и многие картины Жилинского – это произведение, посвященное матери художника, автобиографично. В нем автор изобразил два поколения семьи Жилинских. Рядом с материю Анастасией Федоровной (1898–1987), образ которой запечатлен на переднем плане картины, под яблоней стоят двое детей – ее внуки. Созданная Дмитрием Жилинским рама, использованная художником как дополнительное поле изображения, вносит в произведение трагические ноты. Слева на раме художник пишет фигуру отца, Дмитрия Константиновича (1900–1939), репрессированного, расстрелянного (1939) и посмертно реабилитированного, справа – образ брата, погибшего на фронте (1944). В верхней части рамы надпись: "Посвящаю моей маме". Таким образом, рама становится не только дополнением, завершением живописного полотна, но и его неотъемлемой частью.
Картина "Под старой яблоней" в своей выкрашенной белой краской широкой плоской раме с размещенными на ней двумя изображениями вызывает в памяти древнерусские иконы с клеймами на полях. Техника, в которой выполнено произведение (темперными красками по левкасу) также идет из древнерусской иконописи. Любовь к ней привили Д. Д. Жилинскому его учителя – В. А. Фаворский и Н. М. Чернышев.