Буря у мыса Айя
1875
В 1870-х любимая художником тема кораблекрушения обогатилась усиливающим драматизм мотивом отвесно обрывающегося берега, вызывающим ощущение неминуемой гибели корабля, неудержимо приближающегося к скалам, и смельчаков, пытающихся спастись на весельных шлюпках.
Среди подобных известных холстов — «Радуга» (1873, ГТГ), «Кораблекрушение» (1876, Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского) — работа Русского музея выделяется своими высокими живописными качествами и размерами, размахом изображенного пространства. Она навеяна реалиями крымской природы — обликом мыса Айя в окрестностях Балаклавы, на южном берегу Крыма. Полотно явилось одним из первых экспонатов Русского музея и в его ранних инвентарных книгах значится под № 1. Одноименная картина 1879 года хранится в Дагестанском музее изобразительного искусства в Махачкале.