Коллекция Государственного Русского музея

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Летящий демон

1899

  • Холст, масло. 138,5 x 430,5
  • Ж-1846

  • Пост. в 1930 из ГТГ; ранее - ГМФ; с 1908 - собр. М.П.Рябушинского (Москва); ранее - собр. А.А.Врубель, сестры художника (Санкт-Петербург)

  • Реставрация: Минин А.В. (1992)

Как и все, что делал мастер, „Летящий демон“ — глубоко искренняя и исповедальная картина. Она поражает мощью трагедийного замысла и трагической неразрешимостью противоречий: молодой, сильный герой-„ницшеанец“ не в силах творить зло и не в силах разомкнуть созданное им самим кольцо одиночества, выйти из „внутренней темницы“. Гордый, тоскующий, презирающий себя и все, реет он в безжизненной выси. Автобиографичность здесь „накладывается“ на носившиеся в воздухе настроения „конца века“, делая картину актуальной, выражающей мироощущение многих русских людей тех лет.

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 240.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Картина, написанная художником в 1899 году, не была закончена. Этим объясняется наличие большого количества непрописанных участков и отсутствие покрывного слоя лака. Авторский красочный слой за прошедшее время пересох из-за того, что грунт на картине вытянул из него масляное связующее. В результате живопись структурно ослабла, потеряла плотность и монолитность. Ко времени поступления в реставрацию тыльная и лицевая стороны произведения имели слои въевшихся в фактуру сильных загрязнений. Натяжение основы ослабло, отпечатались планки подрамника, возникли деформации в углах и по краям. Живопись была поражена жестким разнохарактерным приподнятым кракелюром, создающим угрозу осыпей.  Многочисленные осыпи, от мелких до участков выпорашиваний, локализовались по всей поверхности красочного слоя.

Комплекс проведенных мероприятий:

Предварительно проведенный комплекс лабораторных исследований позволил оптимально определиться с подбором реставрационных методик по укреплению и укладке кракелюра на произведении, где художник использовал клее-меловой грунт с применением мягкой и тягучей смолы «Элеми». Также определенных изменений и иного подхода потребовало удаление загрязнений с поверхности красочного слоя. В результате все основные задачи были выполнены, красочный слой и грунт укреплены, очищены от въевшихся загрязнений, основа дублирована на новый холст, и картина натянута на подрамник. Для защиты живописи от внешних воздействий, ультрафиолетовых лучей и снижения влияния температурно-влажностных изменений на поверхность нанесен слой матового даммарного лака.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 134-135.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: