Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится
1914
Прокопий Праведный – святой русской православной церкви. Происходил из знатного прусского рода, католического вероисповедания. В качестве купца прибыл в Великий Устюг (XIII век), потом жил в Новгороде, где принял православие и ушел в монастырь. За страдания ему был дан дар провидения и спасения людей от гибели. По легенде, у Прокопия было любимое место на высоком берегу реки Сухони (недалеко от Великого Устюга), где он любил смотреть с обрыва вдаль и молиться за людей, плывущих по неспокойной реке. Здесь же он просил себя похоронить, что и было сделано. Галина Кречина // Николай Рерих. В поисках Шамбалы. СПб, 2020. С. 70.
В начале 1910-х годов Рериха, как и многих прогрессивных деятелей культуры, глубоко волновали думы о родине, ее будущем. Он остро ощущал возможность войны, назревание переломных событий, необходимость дать оценку происходящему.
В основе содержания его картин так называемой предвоенной серии лежат знания ученого, раздумья философа, интуиция и поэтическая фантазия художника. Для воплощения сложных отвлеченных идей мастер широко использует приемы символизма.
К предвоенной серии примыкает и картина «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится». Созданию этого полотна предшествовало другое — «Прокопий Праведный отводит тучу от Устюга Великого» (1913). Сюжеты обеих картин построены на материале древних легенд о подвижнике Прокопии, который не раз спасал родину от беды. В предчувствии всемирно-исторических перемен Рерих обращается к созданным народом и пронесенным через столетия легендам о подвижнике и в аллегорической форме выражает свои мысли о России.
На картине изображены бескрайние просторы родной земли, ее могучие леса, быстрая полноводная река, сочные луговые травы. На первом плане на высоком холме сидит Прокопий Праведный в темном одеянии. Он вписан в образ природы как часть ее. Прокопий Праведный молится и уверен в своей молитве за землю русскую и ее путников. Спокойствие разлито повсюду — в уверенном быстром движении ладей, в плавных линейных ритмах берегов и холмов. Колористическая гамма, построенная на сочетании синих, зеленых, желтых тонов, тонко сгармонирована. В иносказательной форме Рерих выразил в картине свою веру в величие, стойкость России, ее могущество.
В годы первой мировой войны широко развернулась общественная деятельность Рериха. Он выступает за создание международного пакта по охране культурных ценностей. Это начинание стало делом всей его жизни. Уже после смерти художника, в 1954 году в Гааге на основе так называемого «Пакта Рериха» был подписан заключительный акт международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Вскоре эта конвенция была ратифицирована многими странами, в том числе и СССР.
Прокопий Праведный, юродивый Христа ради, блаженный, жил во второй половине XIII века и был родом из богатой купеческой семьи. В Великий Устюг он пришел из Новгорода и поселился на паперти Успенского собора. Святой праведник прославился как провидец и чудотворец. Своими молитвами он отвел от Устюга каменную тучу и спас город от страшного бедствия. В Великом Устюге до наших дней сохранился камень, на котором любил сидеть блаженный, провожая в неведомый, полный опасности путь устюжский торговый купеческий люд. Вблизи высится храм его имени, возведенный, по преданию, над его погребением, у которого происходили многочисленные исцеления. Святой Прокопий Праведный особенно почитается на русском севере и, прежде всего, как покровитель торгующих и путешествующих.