Автопортрет с сестрой
1898
- Холст, темпера, масло. 143 x 177
- Ж-2032
Пост. в 1909 от А. Н. Веретенникова-
Сведения о реставрации:
Реставратор:: Логдачёв В.Н.
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Летний день. В тени сада, у изящного столика, на котором лежат свежие розы, и в мраморе столешницы отражается небо с бегущими по нему облаками, сидит юная девушка. Это младшая сестра автора картины, Виктора Борисова-Мусатова четырнадцатилетняя Елена. На ней старинный наряд, платье по моде сороковых годов девятнадцатого столетия. Девушка занимает центральное место в картине. Себя художник изображает сбоку, его фигура, срезанная краем холста, словно не вмещается и уходит за пределы картины. Такой прием создает впечатление жизненной убедительности, будто случайно увиденной сцены, хотя композиция строго продумана и уравновешена. По своей оригинальности она не имеет аналогий в жанре русского портрета.
Предметы первого плана написаны весьма материально, в то время как деревья в глубине холста переданы очень обобщенно. Они как-будто некая замыкающая пространство стена, отделяющая людей в этом тихом уголке сада от остального, чуждого им мира, а состояние отрешенности в лицах героев еще более усиливает это впечатление отчужденности.
Этот двойной портрет - выражение общей концепции творчества Борисова-Мусатова, которую он определил сам: “Когда меня пугает жизнь, я ухожу в искусство и кажется мне, что я на необитаемом острове и никакой действительности не существует”.
Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009
Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»
Работы художника обычно лишены ярко выраженного сюжетного развития. Искусство мастера элегично, проникнуто грустными раздумьями и тишиной. Оно лишает действительность конкретности и предполагает существование рядом иных миров. В «Автопортрете с сестрой», где любимая сестренка представлена как обитательница старинной усадьбы, лишенная устойчивости композиция остановлена во времени, как фрагмент кинопленки. Кажется, еще минута — и фигуры проскользнут мимо и исчезнут навсегда где-то там, в заоблачном пространстве. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 233.
Борисова-Мусатова Елена Эльпидифоровна (1883–1974) — сестра художника В. Э. Борисова-Мусатова, его постоянная модель.