Коллекция онлайн

1870, Саратов – 1905, Таруса Калужской губ.

Автопортрет с сестрой

1898


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

Летний день. В тени сада, у изящного столика, на котором лежат свежие розы, и в мраморе столешницы отражается небо с бегущими по нему облаками, сидит юная девушка. Это младшая сестра автора картины, Виктора Борисова-Мусатова четырнадцатилетняя Елена. На ней старинный наряд, платье по моде сороковых годов девятнадцатого столетия. Девушка занимает центральное место в картине. Себя художник изображает сбоку, его фигура, срезанная краем холста, словно не вмещается и уходит за пределы картины. Такой прием создает впечатление жизненной убедительности, будто случайно увиденной сцены, хотя композиция строго продумана и уравновешена. По своей оригинальности она не имеет аналогий в жанре русского портрета.

Предметы первого плана написаны весьма материально, в то время как деревья в глубине холста переданы очень обобщенно. Они как-будто некая замыкающая пространство стена, отделяющая людей в этом тихом уголке сада от остального, чуждого им мира, а состояние отрешенности в лицах героев еще более усиливает это впечатление отчужденности.

Этот двойной портрет - выражение общей концепции творчества Борисова-Мусатова, которую он определил сам: “Когда меня пугает жизнь, я ухожу в искусство и кажется мне, что я на необитаемом острове и никакой действительности не существует”.

Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009

Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»





Работы художника обычно лишены ярко выраженного сюжетного развития. Искусство мастера элегично, проникнуто грустными раздумьями и тишиной. Оно лишает действительность конкретности и предполагает существование рядом иных миров. В «Автопортрете с сестрой», где любимая сестренка представлена как обитательница старинной усадьбы, лишенная устойчивости композиция остановлена во времени, как фрагмент кинопленки. Кажется, еще минута — и фигуры проскользнут мимо и исчезнут навсегда где-то там, в заоблачном пространстве. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 233.

Борисова-Мусатова Елена Эльпидифоровна (1883–1974) — сестра художника В. Э. Борисова-Мусатова, его постоянная модель. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: