Коллекция онлайн

1870, Саратов – 1905, Таруса Калужской губ.

Портрет Н.Ю. Станюкович

Не окончен. Этюд к портрету (1903) – ГТГ. 1903

  • Холст, масло. 195 x 105
  • Ж-2034

  • Пост.: 1920 из собр. В.К. Станюковича (Москва)


Станюкович (урожденная Рыжкова) Надежда Юрьевна (1876–1905) – жена Владимира Константиновича Станюковича (1874–1939), историка искусства, сотрудника Русского музея, автора первой монографии о В. Э. Борисове-Мусатове, опубликованной в 1906 году. Оба они были близкими друзьями художника.

Образ Надежды Станюкович Борисов-Мусатов сравнивал с образом Симонетты Веспуччи – легендарной «модели» Боттичелли, перед гением которого преклонялся. Современница вспоминала о ней: «Это была удивительно нежная, хрупкая, прекрасной души женщина. Молодые художники из мусатовского окружения в присутствии веселой и простой Станюкович робели, ее мнения и оценки воспринимали с благоговением», посвящали ей свои работы. В Надежде Юрьевне Мусатов нашел не только соответствующую его эстетическим запросам модель, но и духовно близкого человека. Она, ее муж, военный офицер и литератор В. К. Станюкович, и музыкант М. Е. Букиник – вот сердцевина общения Мусатова в 1903 году, полушутливо обозначенная им «саратовским английским клобом». «Никто так пламенно, тонко не чувствовал искусство, как она», – писал о Станюкович художник. Он портретировал ее неоднократно. «Мы сидим по целым дням дома и рисуем с Надежды Юрьевны. Она отлично позирует в костюме прабабушки». Существует фотография Н. Ю. Станюкович, сделанная Мусатовым для работы над будущим портретом, в общих чертах предваряющая его композицию. Надежда Юрьевна удивлялась, отчего ее, по природе «веселую», «живого нрава», Мусатов всегда изображал печальной, грустной. «Вы себя не знаете», – отвечал на эти вопросы художник. Их знакомство было недолгим – всего около трех лет. Н. Ю. Станюкович скончалась фактически на руках у художника. Ее смерти предшествовала кратковременная работа сестрой милосердия на маньчжурском фронте, куда она последовала вслед за мужем, а вернулась «разбитая и потрясенная», совершенно больная. Перед смертью она никого не узнавала, кроме Мусатова: «Я только ему верю». Художник ненамного пережил свою модель, но успел воспеть ее, свою «Симонетту», в последнем своем произведении «Реквием». // Тамара Чудиновская. Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 87.

Портрет не окончен. Изображена стройная дама в строгом белом платье, в широкополой модной шляпе, с белым зонтиком в руке. Она стоит в саду под сенью развесистой кроны дерева. Лицо дамы, обрамленное русыми локонами, печально, скорбно подняты брови, плотно сжаты губы, светлые серые глаза смотрят задумчиво и отрешенно. Силуэт изящной, почти бесплотной фигуры четко рисуется на фоне нежной летней зелени, замыкающей пространство. Кажется, будто женщина укрылась от суетной окружающей жизни в укромном уголке пустынного старого сада, грустная атмосфера которого гармонирует с ее душевным состоянием. Плавный замедленный ритм линий, разбеленные, словно тающие краски, невесомость самой живописной фактуры, создают впечатление неустойчивости, миражности изображения, усиливая общий элегический настрой картины. Такой предстает в неоконченном портрете подруга художника, Н.Ю.Станюкович, человек, духовно созвучный автору.

Станюкович (урожд. Рыжкова) Надежда Юрьевна (1876–1905) – друг художника.

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: