Коллекция онлайн

1880, Москва – 1912, Териоки под Санкт-Петербургом

Карусель

1908


Ярко-желтые лошадки, разряженные девушки, всадник, лихо размахивающий платком, полотнища с вытканными животными, цветные фонарики и развевающийся оранжево-красный флаг, кружево обступивших деревьев – все мелькает, кружится, несется под куполом карусели в стремительном вихре. Кажется, слышится смех, говор, веселые прибаутки и звуки хриплой шарманки. Пестрые краски сливаются в живописную гармонию. Все изображенные словно вовлечены в веселое вращение карусели. Картина написана мелкими, дробными мазками, подобно выложенной из разноцветных камешков мозаике. Краски радужные, яркие, звонкие, как в народных росписях и вышивках. "Из хаоса буйных красочных мазков в произведении Сапунова рождается нечто целое и поразительно связное, – писал Всеволод Воинов, – он... организатор хаоса. Когда охватываешь его "Карусель" общим взглядом, то впитываешь ее сразу и поражаешься... удивительной силе этого произведения". Увеличенный вариант картины находится в ГТГ.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Картина, написанная в клеевой технике, находилась в очень плохом состоянии. Холст был сильно деформирован, красочный слой порошился, При создании картины художник наклеил состыкованный из двух частей холст на тонкое полотно, которое по периметру картины отклеивалось. В центре холста имелись многочисленные очаги раздублирования. При предыдущей реставрации были выполнены грубые подклейки, которые сильно деформировали основу и красочный слой. В результате связь красочного слоя с основой оказалась нарушенной. На участках с многослойной живописью появились шелушения и мелкосетчатый жесткий кракелюр с приподнятыми краями, грозящий осыпанием.

В процессе исследования картины и причин разрушения красочного слоя (грунт отсутствует, наблюдались многочисленные вздутия, отслоения, осыпи) выяснилась необходимость ее раздублирования.

Сложность работы заключалась в невозможности использования традиционных методик консервации и реставрации живописи из-за необычной техники письма. Автор использовал клеевые краски, на отдельных участках с добавлением лака.

Комплекс проведенных мероприятий:

После местного укрепления красочного слоя на аварийных участках и заклейки шва, было выполнено сложное раздублирование картины, в результате которого выяснилось, что первый авторский холст с тыльной стороны покрыт грунтом. Состав и сохранность основного холста и узкой полосе – разные. Толстый слой камеди, с помощью которой автор склеил два холста, а также загрязнения удалялись постепенно маленькими участками. После чего на обрабатываемом участке сразу же проводилось укрепление грунта, основы и красочного слоя. Окончательное удаление остатков камеди проводилось с помощью бормашины с различными насадками. В процессе работы постоянно проводился контроль за состоянием лицевой стороны. В заключение проведено дублирование с предварительным наклеиванием слоя японской бумаги на авторский холст. После чего картина была натянута на постоянный подрамник. После удаления стойких загрязнений, подведен реставрационный грунт, восстановлен лак на участках лаковой живописи и выполнено тонирование утрат с помощью акварельных красок.

Важным результатом работы явилась разработка методик укрепления и дублирования картин, выполненных в смешанной живописной технике без профилактических заклеек с лицевой стороны. В процессе работы отработаны щадящие технологии технической реставрации с помощью бормашины и ультразвуковых микроскальпелей. Красочному слою, грунту и основе была возвращена пластичность, в результате укрепления восстановлена связь между всеми элементами картины  без изменения цвета и фактуры матовой, бархатистой живописи. Кроме того, эти методы впервые были отработаны на картине такого большого размера.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 159.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: