Коллекция онлайн

1817, Феодосия — 1900, там же

Всемирный потоп

1864

  • Холст, масло. 246,5 × 319,5
  • Ж-2203

  • Пост.: 1897 дар императора Николая II (Санкт-Петербург)


Редкое в русской живописи тех лет произведение на тему из Священного Писания. Реализации замысла способствовало то, что Айвазовский удачно сочетал высокую ремесленную выучку, дар поэтического воображения и страсть к импровизации. Вряд ли кто из его современников мог передать так весь масштаб катастрофы, вселенскую бурю в небе и на земле, гигантские волны, захлестывающие уступы скал, за которые цепляются люди и животные. Многочисленные персонажи композиционно объединены им в смысловые группы — в центре ее выделяются фигуры старика, окруженного семейством, и умирающей женщины, группа коленопреклоненных людей. Несколько наивны образы, обличающие человеческую алчность, тщетность попыток уйти от судьбы — изображение сидящих на слонах царя и жреца с золотыми сосудами и драгоценностями.

Показанная на выставке Академии художеств 1864 года под названием «Всемирный потоп (последние дни)», картина имела широкий резонанс в русском обществе. В 1865 году ее приобрел император Александр II для галереи Эрмитажа. Экспонировалась на Всероссийской выставке (1882) в Москве и на Международной выставке (1891) в Берлине.

РЕКОМЕНДУЕМ

  ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ. «Всемирный потоп». Библейский сюжет (студия «Неофит»)


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: