Коллекция онлайн

12 (24) мая 1830, Москва — 1897, Москва

Вид на Московский Кремль. Весна

1873

  • Холст, масло. 46 x 37,8
  • Ж-2845

  • Пост. в 1935 из ленинградской портовой таможни


В пейзаже «Вид на Московский Кремль. Весна» (1873) все так просто, непритязательно и красиво. Разливающаяся Москва-река с плывущими льдинками подступила к пригорку с чуть проступающей на нем свежей зеленью. Пригорок с сараем, старая изгородь, деревце с чуть краснеющими, набирающими сок почками даны на переднем плане. Это задворки Москвы, где художник уловил черты сельской жизни. А в глубине за Каменным мостом белеют Кремлевские постройки. Ансамбль Московского Кремля возвышает пейзаж своей красотой, позволяет не замечать обыденности переднего плана. Голубеющее небо, светлая зеленоватая, словно медленно текущая река, в которой отражается все вокруг, придают тонкий лиризм и трепетность созданному образу. И. Н. Шувалова. Вступительная статья к альбому // Алексей Кондратьевич Саврасов. СПб, 2006. С. 13.

Творчество мастера сыграло важную роль в становлении русского реалистического пейзажа. Именно А. К. Саврасову принадлежало важнейшее открытие: непосредственной связи чувств и переживаний человека с миром природы. В обычном, повседневном мотиве художник открыл высокую красоту и передал ее с искренней взволнованностью. Тонкий лирик русского пейзажа А. Саврасов говорил: «Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником... Если нет души, ничего не будет и в живописи...». 1870-е, когда создавалась данное полотно, стало временем наивысшего расцвета творчества художника.

В 1871–1875 годах Саврасов жил и работал по большей части в Москве, много работая в поисках новых принципов пейзажа. Саврасовская весна в пейзаже еще полностью не проснувшаяся, она совсем не парадная и таит в себе возможность преображения. Разливающаяся Москва-река с плывущими льдинами подступила к пригорку с чуть проступающей на ней свежей зеленью. На переднем плане — старая изгородь, деревце с чуть краснеющими, набирающими сок почками. А в глубине, за каменным мостом белеют Кремлевские постройки — своеобразная доминанта пейзажа. Голубеющее небо, светлая зеленоватая, медленно текущая река, в которой отражается все окружающее — все это придают тонкий лиризм и трепетность созданному образу природы. Художник наказывал своим ученикам: «Пиши весну так, чтобы жаворонков не было видно, а песни их слышались».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: