Коллекция Государственного Русского музея

1837, Острогожск Воронежской губ. – 1887, Санкт-Петербург

Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской (1845-1919)

1879


Елизавета Андреевна Лавровская (1845–1919) – русская оперная певица (контральто) и педагог. В Бадене брала уроки у известной Полины Виардо. Много гастролировала по России и за границей: пела в Лондоне, Париже, Берлине, Милане, тем самым завоевала мировую известность. В Париже её слушали Дж. Россини и директор «Гранд-Опера», высоко оценившие талант певицы. По обширности диапазона, тембру голос Лавровской считался редким, исключительным явлением. И. Крамской изобразил певицу Елизавету Андреевну Лавровскую на эстраде в Дворянском собрании в 1879, когда она была одной из ведущих солисток Мариинского театра. П. Чайковский считал Е. Лавровскую одной из выдающихся представительниц русской вокальной школы. Он отмечал ее «чудный, бархатный, сочный» голос, художественную простоту исполнения, глубокое проникновение в стиль музыкального произведения. Он писал о Лавровской: «И что всего дороже в Лавровской, так это то, что она не прибегает ни к каким внешним эффектам, ни к какому театральничанью… чтобы очаровать слушателя. Нигде не дает себе чувствовать стремление угождать известным, общепринятым на итальянской сцене рутинно-эффектным приемам… Лавровская никогда не выходит за пределы строгой целомудренной художественности…». Известные русские композиторы посвятили Е. Лавровской свои романсы, в том числе: П. И. Чайковский («На сон грядущий», «Смотри, вон облако», «Не отходи от меня», «Моя баловница» и др.), С. В. Рахманинов («Она, как полдень, хороша», «В моей душе»), С. Танеев («Люди спят») и др. Образ певицы запечатлели  художники И. Крамской и В. Маковский. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: