Л. Н. Толстой босой
1901
-
Экспонирование
Михайловский дворец,
Зал 34
Открыть панораму зала в виртуальном туре
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Лев Николаевич Толстой (1828—1910) — величайший русский писатель. Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. Первое знакомство живописца с великим русским писателем состоялось в Москве в 1880 году. Художник не раз гостил в его имении Ясная Поляна и много работал с натуры, оставив целую галерею портретов писателя. В 1891 году Репин исполнил этюд Толстого на молитве, стоящего по обыкновению в своем любимом кленовом лесу. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Толстой несколько раз позировал в саду.
Характер портрета в определенной манере отражает духовные искания писателя: в то время он стремился к "опрощению", нередко занимался крестьянским трудом. Находясь под большим впечатлением от общения с Толстым, Репин писал его дочери: "Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп".
Художник лишь по прошествии десяти лет закончил портрет, в котором передал состояние сосредоточенности, самоуглубленности писателя. При всей естественной простоте образ Толстого исполнен той значительности, к которой стремился художник. Это произведение можно назвать самым характерным образом великого моралиста. Живописцу удалось соединить в одном портрете простоту, непосредственную связь человека с природой и величие его личности. «Босяк <…>, а осанка военного», «грозные нависшие брови, пронзительные глаза — это несомненный властелин», — таким запомнился Толстой Репину
«Лев Николаевич Толстой как грандиозная личность обладает поразительным свойством создавать в окружающих людях свое особое настроение. (…) Для меня духовная атмосфера Льва Николаевича всегда была обуревающей, захватывающей. При нем, как загипнотизированный, я мог только подчиниться его воле. В его присутствии всякое положение, высказанное им, казалось мне бесспорным». (И. Е. Репин. «Далекое близкое»).