Коллекция Государственного Русского музея

1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда

Воскрешение дочери Иаира

1871

  • Холст, масло. 229 х 382
  • Ж-4050

  • Пост. в 1923 из Академии художеств


Никогда раньше специально заданный выпускникам Академии евангельский сюжет не находил столь необычного по своей жизненности эмоционального воплощения, как в этой дипломной работе Репина. Тема поначалу не увлекла художника, пока он не связал ее с воспоминаниями о рано умершей сестре Устье.

Несколько месяцев Репин находился в поиске художественного образа евангельского сюжета «Воскрешение дочери Иаира». В утвержденном первоначальном графическом эскизе, хранящемся в Русском музее, композиция строилась на изображении фигур, движущихся слева направо за Христом, который протягивает руку полулежащей девушке. Описательная академическая схема построения будущей картины казалась Репину бесчувственной и несовершенной. Он решительно меняет подход к восприятию чудодейственной сцены: основное действие переносится в левую часть изображения, нарушается фризовая постановка фигур с целью выделения главного смыслового центра, замыкающегося на прикосновениях рук стоящего Христа и лежащей дочери Иаира.

Репин открывает для себя великую художественную силу света и тени в картине. Законченное произведение поражает сложными переходами светотеневых и колористических градаций. Несколько источников освещения в картине позволяют подчеркнуть монументальную значимость скорбного момента, предшествующего чуду. Ощущение торжественной тишины дополняют «рембрандтовский» образ Иаира, стоящие в темноте фигуры Иоанна, Иакова и Петра. Представить глубину переживаний участников евангельской сцены живописцу помогала музыка Бетховена, которую во время работы художника над картиной исполнял брат Василий. Репин стал первым среди современников, кто показал новые возможности живописно-пластического и эмоционального решения религиозного сюжета.

Трагедия и надежда насыщают произведение взволнованной атмосферой, которая находит выражение в напряженности цветового звучания и контрастах освещения. Пластически завершенный, величавый образ Христа рождает ощущение особой значительности происходящего. Прототипом его можно считать Христа Александра Иванова в картине "Явление Христа народу", но у Репина он более прост и человечен. Суровой торжественности Христа противостоит горестное и благоговейное ожидание родителей девушки. Картина пронизана единым внутренним действием, и в этом главная ценность ее архитектонически ясной композиции.

По уровню живописной культуры и одухотворенности это полотно молодого художника стоит в ряду с наиболее выдающимися произведениями русского искусства. Оно было удостоено большой золотой медали и приобретено Императорской Академией художеств, а Репин получил право на пенсионерскую поездку за границу.

  Мини-экскурсии В.М.Ахунова


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: