Коллекция онлайн

1848, Красноярск – 1916, Москва

Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде

Академический эскиз. 1872

  • Холст, масло. 89 х 71
  • Ж-4257

  • Пост. в 1830 из Академии художеств


Сюжет картины взят из Евангелия и «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. Саломея, дочь Ирода Боэта и Иродиады, внучки Ирода Великого, угодила своим танцем правителю Галилеи и своему дяде Ироду Антипе. За понравившийся танец Ирод пообещал дать ей всё, что она пожелает, даже если речь идет о половине его царства. Саломея по наущению своей матери Иродиады потребовала поднести ей голову заточенного в темницу Иоанна Крестителя, который публично осуждал Ирода и Иродиаду за незаконную связь. Дав обещание Саломее перед своими приближенными, царь исполнил его: Иоанн Креститель был мученически обезглавлен. (Мф. 14, 6–11).

Суриков изображает момент, когда голова принесена на блюде, и Иродиада смотрит на нее с торжеством удовлетворенной мести. Художник в картине стремится к конкретному изображению обстановки. Местом действия является комната дворца, выходящая на террасу. В глубине видны светильники, зеркала, ларцы с драгоценностями, на ковре опахало. Суриков стремится дать характеристику каждого образа: Иродиада, опершись о колено, злорадно смотрит на голову Иоанна. Саломея задумана художником по контрасту с матерью: Суриков трактует ее молодой легкомысленной девушкой, в которой внезапно пробуждается смутное сознание содеянного ею зла. С большой экспрессией написана голова Иоанна. Эскиз относится к числу ранних академических композиций и исполнен художником по прошествии немногим более двух лет со времени поступления в Академию.

Эскиз относится к числу ранних академических композиций Сурикова и исполнен им по прошествии немногим более двух лет со времени поступления в Академию.  

Суриков дал лирико-драматическую интерпретацию библейской сцены. Эта работа заслужила одобрение Совета АХ, и 21 апреля 1872 года он получил денежное пособие в 25 рублей. Ирина Шувалова. Живопись // Суриков в Русском музее. СПб, 1998. С. 106.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: