Коллекция онлайн

1862, Уфа – 1942, Москва

Портрет О. М. Нестеровой («Амазонка»)

1906


«Амазонка» – одно из наиболее выдающихся произведений русской портретной живописи начала XХ века. Эта работа, с первого взгляда покоряющая своей гармонией, выходит за рамки изображения конкретного человека. В ней Нестеров сумел дать обобщенный образ целого поколения молодых русских женщин, живших романтическими грезами Серебряного века. Элегантный силуэт девушки «в стиле модерн», красиво застывший на фоне холодного заката, будто воплотил в себе хрупкость этих светлых, но наивных преставлений, вскоре погребенных под развалинами рухнувшего русского быта. Героиня нестеровского полотна в известной степени противостоит типичному для модерна образу «женщины-вамп» — сексуальной, опасной и холодной красотки, столь часто гостившей на полотнах мирискусников. Художник как бы полемизирует с этим набившим оскомину штампом, сочетая стильность с чисто русской задушевностью. Здесь оказались очень сильны дорогие Нестерову меланхолические «чеховские» интонации, которые звучали и в его пейзажном творчестве. Павел Климов. Очарование Китежа // Михаил Нестеров. СПб, 2012. С. 21.

Портрет дочери Ольги (в замужестве Шретер) написан художником на родине в Уфе, в саду своего дома при заходящем солнце. Стройная девушка в костюме для верховой езды (амазонке) стоит на берегу реки Белой, на фоне светлого пейзажа. Портрет дочери – воплощение представлений живописца об идеале женщины, о внутренней душевной красоте, родственной спокойному элегичному вечернему пейзажу. «Люблю я русский пейзаж, на его фоне как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни, и русскую душу», – писал художник. Он не рассматривал себя как портретиста, считая это делом И. Е. Репина и В. А. Серова, но тем не менее уже в предреволюционные годы создал в этом жанре несколько значительных произведений, а в поздний период творчества раскрылся именно как непревзойденный мастер портрета.

Свою старшую дочь Ольгу Михайловну Нестерову художник писал неоднократно. Знаменитый портрет в костюме для верховых прогулок – амазонке – лучший. В основу композиции положен натурный этюд, сделанный под Уфой на реке Белой и оконченный позднее в Киеве. Стройная фигура молодой женщины изображена на фоне типичных для Нестерова зеленеющих далей. Слегка усталое лицо с легкой грустью находится в удивительном созвучии и взаимосвязи с состоянием природы – тихими предзакатными часами. Картина полна мягкого элегического раздумья. «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью», – эти слова Нестерова верны по отношению к портрету дочери, отражая его творческую концепцию. Они стали лейтмотивом полотна, в котором в образе близкого человека воплотились представления художника о красоте и совершенстве, гармоничном единении природы и человека. По воспоминаниям дочери, многие считали, что портрет не передает характер модели, но Нестеров говорил, что именно такой хотел бы видеть дочь. Это был идеал, к которому стремился художник и поиски которого лежали в основе творчества многих живописцев того времени. (Г. К.). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 63.

Изображена Нестерова (в замужестве Шретер) Ольга Михайловна (1886–1973). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 63.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: