Портрет О. М. Нестеровой («Амазонка»)
1906
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
«Амазонка» – одно из наиболее выдающихся произведений русской портретной живописи начала XХ века. Эта работа, с первого взгляда покоряющая своей гармонией, выходит за рамки изображения конкретного человека. В ней Нестеров сумел дать обобщенный образ целого поколения молодых русских женщин, живших романтическими грезами Серебряного века. Элегантный силуэт девушки «в стиле модерн», красиво застывший на фоне холодного заката, будто воплотил в себе хрупкость этих светлых, но наивных преставлений, вскоре погребенных под развалинами рухнувшего русского быта. Героиня нестеровского полотна в известной степени противостоит типичному для модерна образу «женщины-вамп» — сексуальной, опасной и холодной красотки, столь часто гостившей на полотнах мирискусников. Художник как бы полемизирует с этим набившим оскомину штампом, сочетая стильность с чисто русской задушевностью. Здесь оказались очень сильны дорогие Нестерову меланхолические «чеховские» интонации, которые звучали и в его пейзажном творчестве. Павел Климов. Очарование Китежа // Михаил Нестеров. СПб, 2012. С. 21.
Портрет дочери Ольги (в замужестве Шретер) написан художником на родине в Уфе, в саду своего дома при заходящем солнце. Стройная девушка в костюме для верховой езды (амазонке) стоит на берегу реки Белой, на фоне светлого пейзажа. Портрет дочери – воплощение представлений живописца об идеале женщины, о внутренней душевной красоте, родственной спокойному элегичному вечернему пейзажу. «Люблю я русский пейзаж, на его фоне как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни, и русскую душу», – писал художник. Он не рассматривал себя как портретиста, считая это делом И. Е. Репина и В. А. Серова, но тем не менее уже в предреволюционные годы создал в этом жанре несколько значительных произведений, а в поздний период творчества раскрылся именно как непревзойденный мастер портрета.
Свою старшую дочь Ольгу Михайловну Нестерову художник писал неоднократно. Знаменитый портрет в костюме для верховых прогулок – амазонке – лучший. В основу композиции положен натурный этюд, сделанный под Уфой на реке Белой и оконченный позднее в Киеве. Стройная фигура молодой женщины изображена на фоне типичных для Нестерова зеленеющих далей. Слегка усталое лицо с легкой грустью находится в удивительном созвучии и взаимосвязи с состоянием природы – тихими предзакатными часами. Картина полна мягкого элегического раздумья. «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью», – эти слова Нестерова верны по отношению к портрету дочери, отражая его творческую концепцию. Они стали лейтмотивом полотна, в котором в образе близкого человека воплотились представления художника о красоте и совершенстве, гармоничном единении природы и человека. По воспоминаниям дочери, многие считали, что портрет не передает характер модели, но Нестеров говорил, что именно такой хотел бы видеть дочь. Это был идеал, к которому стремился художник и поиски которого лежали в основе творчества многих живописцев того времени. (Г. К.). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 63.
Изображена Нестерова (в замужестве Шретер) Ольга Михайловна (1886–1973). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 63.