Коллекция онлайн

1862, Уфа – 1942, Москва

Автопортрет

1915


«Автопортрет» 1915 года — одно из самых сильных произведений Нестерова предреволюционной поры и блестящий образец портретного искусства эпохи модерна. Об истории его создания почти ничего не известно. Самому художнику он, по-видимому, не нравился и почти сразу же был им продан, причем не в музей, а какому-то купцу из Астрахани, чтобы увез подальше. Этот факт заставляет задуматься, ибо относился к своим автопортретам Нестеров ответственно и бережно.

Прежде всего, «Автопортрет» поражает своей сдержанной экспрессией, едва скрывающей огромное внутреннее напряжение. При этом в работе абсолютно отсутствует высокая степень самооценки автопортретов конца 1920-х годов. Характеристика, которую здесь дает себе Нестеров, весьма беспристрастна. Лицо художника, лишенное какого-либо благообразия и обаяния, смотрит на зрителя недоверчивым, колючим, недобрым взглядом, как бы стремясь удержать его на дистанции. Это впечатление отстраненности и внутренней замкнутости подчеркивает официальная строгость гардероба — черное пальто, белая рубашка, темные галстук и шляпа. Не вносит теплоты в созданный образ и типичный «нестеровский» пейзаж, на фоне которого изобразил себя художник. Отливая холодноватыми осенними тонами, природа вносит еще бóльший диссонанс в общее настроение картины. Чувство неустойчивости, смятения, растерянности, даже отчаяния усилено также композиционными средствами. Нестеров намеренно дает фигуру фрагментарно, чтобы лишить полотно классической ясности: срезанный верх шляпы читается как подсознательное ощущение невозможности вместить, принять этот мир и самому вместиться в него. Художник как бы обнажает пропасть, которая окончательно разверзлась между ним и его героями, ищущими и находящими спасение в гармонии с природой. Он погрузился в эту обстановку, но ни спасения, ни гармонии не нашел. Очевидно, что мироощущение Нестерова в тот и последующие годы, омраченные мировой войной и предчувствием еще горших событий, было скорее трагично, чем благостно.

Павел Климов. Одинокий странник // Михаил Нестеров. СПб, 2012. С. 184-185.

Нестеров Михаил Васильевич (1862, Уфа – 1942, Москва) – живописец, график, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Уфе. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова и В. Г. Перова (1876–1880, 1884–1886), в Академии художеств у П. П. Чистякова (1881-1884). Пользовался также советами И. Н. Крамского. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1896), общества "Мир искусства" (1899–1901). Член-учредитель "Союза русских художников" (1903).

Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве, Марфо-Мариинской обители в Москве, картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге.

Творчество Михаила Нестерова открыло зрителю удивительный, поэтичный мир православных монастырей и старообрядческих скитов, очарование среднерусской природы, одухотворенную красоту национального характера. Главное содержание творчества – религиозно-нравственные поиски, стремление показать русского человека в лучших проявлениях его духовных качеств.

Открывающийся вид далей с плавными изгибами реки, зеленеющими берегами и полоской леса на горизонте – спокоен и умиротворен. Резкий контраст пейзажу составляет массивная и монументальная фигура художника, смещенная к левой кромке. Нестеров создал образ человека большой силы духа, находящегося в глубоком напряженном раздумье. Трогательный желтый цветок возле фигуры, написанный несколькими легкими мазками, лишь подчеркивает отрешенное одиночество изображенного. (Г. К.). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 128.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: