Оргия
1890-е
- Холст, масло. 300 х 500
- Ж-5737
Пост. в 1898 из ИАХ-
Сведения о реставрации:
Дашкин М. Р., Романова Н. Е., Гелерт (Солдатенкова) М. Е. (2017)
Во второй половине XIX века изображение римских оргий получило широкое распространение в академическом искусстве. В этом смысле картина Вильгельма Котарбинского — типичный и блестящий пример воплощения данной темы. Обращает на себя внимание та непринужденность, с которой Котарбинский скомпоновал эту многофигурную композицию, написанную широким, виртуозным мазком. В этом, возможно, самом большом, станковом полотне художника в полной мере раскрылся его потенциал как мастера монументальной декоративной живописи.
Картина Вильгельма Котарбинского «Оргия» поступила в Русский музей в 1898 году из Императорской Академии художеств после показа на ежегодной академической Весенней выставке и заняла видное место на экспозиции. После революции 1917 года «Оргия» была накатана на вал. В январе 1926 года, как гласит сохранившийся акт реставрационного осмотра, на картине были обнаружены «признаки осыпания верхних слоев живописи от нижних слоев». Отмечалось, что «так как все осыпания и признаки осыпания <…> носят для сохранности картины особенно угрожающий характер, картину необходимо в виде временной меры укрепления проклеить осетровым клеем и заклеить бумагой». К январю следующего года указанная работа была выполнена: «Оргию» заклеили бумагой и после высыхания снова накатали на вал. Эта «временная» заклейка красочного слоя длилась более 90 лет.
В 2016 году в рамках подготовки выставки «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» было принято решение о реставрации произведения, лицевая часть которого была заклеена толстой, окислившейся от времени оберточной бумагой низкого качества. При этом по всей поверхности были видны полые пузыри отставания бумаги, которая отслаивалась вместе с фрагментами верхнего красочного слоя.
Группа реставраторов Русского музея в составе Марата Дашкина (руководитель), Наталии Романовой и Марии Солдатенковой, разработав план реставрационных мероприятий, произвела уникальную по сложности и масштабам работу: послойное удаление бумаги и остатков побуревшего клея, полное укрепление красочного слоя с глубинной пропиткой, заделку прорывов холста и подведение к нему дублировочных кромок, натяжку полотна на новый подрамник с последующим восполнением утраченных участков красочной поверхности.
Состояние сохранности до реставрации:
Картина долгое время хранилась накатанной на вал. Лицевая сторона была сплошь заклеена плотной пожелтевшей и окислившейся от времени оберточной бумагой, изображение сквозь которую не просматривалось. Как следует из архивных документов, заклейка была сделана в 1926 году, «так как все осыпания […] носят для сохранности картины особенно угрожающий характер». После пробного удаления заклейки стало очевидно, что связь между слоями живописи нарушена или полностью отсутствует. С тыльной стороны имелись многочисленные пластыри по прорывам, подрамника не было. Произведение требовало полного комплекса реставрационных мероприятий, направленных как на укрепление и стабилизацию связей между слоями живописи, так и на восстановление утраченных фрагментов живописи, особенно её верхнего слоя.
Комплекс проведенных мероприятий:
Для удаления толстой заклеечной бумаги была разработана методика постепенного её утоньшения путем "скатывания" с использованием раствора целлюлозы. При этом оставлялся тонкий пластичный слой бумаги. Местами бумага удалялась полностью, местами, где просматривались расслоения или вздутия, проводилось укрепление прямо поверх оставленного тонкого слоя с применением различных методов: распаривание, глубинная пропитка, иньектирование. После удаления старой плотной бумаги проведено двукратное глубинное укрепление красочного слоя. С тыльной стороны удалены старые пластыри и чинки, заделаны мелкие прорывы, подведены реставрационные кромки и картина натянута на новый подрамник.
В процессе осмотра живописи после консервации стало очевидно, что многочисленные утраты верхнего красочного слоя разрушают контуры фигур, дробят изображение. Желтая, неравномерная пленка лака полностью скрывает реальный колорит, потеряла прозрачность, местами разложения лака были глубинными. На темных участках среднего и заднего планов изображение практически не читалось. Регенерация лака проводилась на поверхности дважды: перед началом расчистки и после утоньшения и выравнивания лака по всей поверхности. Завершающим этапом реставрации стало воссоздание живописи в местах утрат авторского слоя. В результате живописной реставрации были восстановлены контуры фигур. Стало понятным композиционное решение картины, появилась глубина заднего плана.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 128-129.
Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:
В фильме «Вильгельм Котарбинский. Искусством ... мечтать» научные сотрудники и реставраторы Русского музея рассказывают об этапах реставрации работы «Оргия», а также о том, как создавалась выставка о русских художниках середины XIX – начала XX века, чья жизнь и творчество были тесно связаны с Италией. Вместе со съемочной группой зритель попадет в реставрационные мастерские Русского музея и станет участником большой подготовительной музейной работы, которая, как правило, всегда остается «за кадром» музейной экспозиции.